Литература эпохи Возрождения
 

Эпоха средневековья.

Традиции античной эстетики после распада античного мира продолжали развиваться в Византии. Византия как государство возникло в IV в. и перестала существовать в середине XV ст. Феодализация Византии сопровождалась повсеместным утверждением христианства, что формировало и соответствующую культуру. Ее религиозный характер имел огромное значение для дальнейшей судьбы европейской культурной традиции. Христианство не "придумал" свои идеалы, а почерпнуло их с социальной действительности и освятило именем Бога. Первоначальное христианство выдвигает новые духовные идеалы и основные принципы нравственности - равенство и братство всех людей, любовь к ближнему как отпечаток божественной любви к человеку, ради спасения которой Христос принес себя в жертву. Христианство выдвинуло учение о том, что условием спасения и нахождения благодати не внешнее, а внутреннее действие. В отношении к античной культуры один из философских направлений этого времени отражал позицию полного неприятия культуры "суток этой" важной частью идеологов первоначального христианства. Для самых ярких представителей этого направления - Татиана, Тертулліана, папы Григория I и др. античная культура - это "творение дьявола", достоин того, чтобы его разоблачать как пагубную ошибку.

С самого начала этой традиции христианской культуры противостоит Юстин, за которым следуют Климент Александрийский, Ориген, Боэций. Это были деятели того раннєхристиянського периода культуры, когда началось активное формирование основных идей и принципов собственно византийской эстетики (И-Ш вв. н. э.). Развитие этих идей нашел отражение в выдающемся памятнике философской мысли раннего средневековья - Ареопагитиках. Ареопагитиками называют обычно четыре произведения: "О божественных именах", "Таинственное богословие", "О небесной иерархии", "О церковной иерархии", которые были поданы на Константинопольском соборе 532 г. якобы как произведения св. Дионисия - полумифического деятеля раннего христианства, сподвижник апостола Павла. (В эстетической литературе его чаще называют Псевдо-Дионісієм Ареопагитом.Эти произведения были канонизированы и оказали значительное влияние на всю средневековую философию. Концепция прекрасного, что развивается в Ареопагитиках, содержит в себе следующие элементы: идею о дуновение красоты, учение о свете, учение о любви. Эти элементы были заимствованные из античной эстетики. В этом произведении достигнуто сочетание онтологии, гносеологии и эстетики; эстетика подается как учение о божественной красоте и понимание Бога. На первый план в эстетике выступает проблема образа. Образ разбирался піздньоантичною эстетикой как носитель особого, недискурсивного

знания. При этом на первое место выступал его эмоционально-эстетическую сторону, его функции имитации, выражения и обозначения объекта.

Климент Александрийский первым из христианских писателей сделал учение об образе главным пунктом своей мировоззренческой системы. Образ начинает играть в нем роль структурного принципа, что гарантирует целостность всей системы. Бог - исходный пункт образной иерархии, першообраз для следующих отображений. Его первой репрезентацией, максимально ізоморфним, похожим к нему практически во всем, есть Логос. Это еще невидимый образ, что чувственно не воспринимается. Этим образом (по воле самого Логоса) выступает разум (или душа) человека. Сам человек становится только третьей репрезентацией Бога. Это материализованный, визуально и тактильно ощутимый образ, который несколько отражает першообраз. И совсем далеко отстоит от истины четвертую ступень образов - произведения изобразительного искусства, в частности статуи, изображения людей или антропоморфных богов.

1  2  3  4  5  6  7  8  

Другие статьи по теме:

- Христина Даниловна Алчевска
- Развитие литературы в xv-первой половине xvi в.
- Опять же вечность - атрибут одного только Бога
- Арабская философия
- Подчинение теологии доводам разума

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.