Литература эпохи Возрождения
 

Эпоха Реформации

Период формирования капитализма в Западной Европе, который пришел на смену эпохе средневековья, получил название Возрождения. Характеризуя эпоху Возрождения, Ф. Энгельс писал: "Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по багатобічністю и ученостью"1. Люди этой эпохи не стали "рабами разделения труда", отличались универсализмом интересов, для них характерно то, что они почти все живут в гуще интересов своего времени, принимают живое участие в практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии и борются, кто словом и пером, кто мечом, а кто и тем и другим вместе. Отсюда и полнота и сила характера, которые делают их сплошными людьми". Если для средневековой теологии только Бог был единственным предметом, достойным высокого мнения, то теперь его место занимает человек. Она признается прекрасной или такой, которая стремится к красоте, за образец которой берется искусство и философия античности, заново открыты, возрожденные. Отсюда и название эпохи - Возрождение (Ренессанс), что впервые встречается в 1550 г. в "Жизнеописаниях" художников, составленных итальянцем Джорджио Вазари (1511-1574).

Церкви не удается противостоять духу времени. Наступает эпоха Реформации, поводом для которой стал смелый вызов, брошенный М. Лютером в 1517 г. католическом Рима, что погряз в роскоши, лжи и лицемерии. Реформаторы нуждались в религии, что доходит до сердца и ума, что говорит в каждой стране на своем национальном языке, а не на латыни. Переводы Библии на национальные языки стали важным фактором в становлении национальных культур. Возрождение означало попытку создать новую, светскую культуру, которая противопоставляет себя феодально-церковной культуре средневековья. Гуманисты сформулировали новую концепцию человека. Если церковная идеология всячески ограничивала человека, подчеркивая ее слабость, то гуманисты славили человеческую личность, выражали веру в ее безграничные возможности и творческий потенциал. Гуманисты изучают Платона, Аристотеля, Плутарха, Лукиана, перекладывают Архимеда, знакомят общество с учением Лукреция. Особенно много внимания уделяется сбору, изучению и комментированию памятников античного искусства. Однако неправильно было бы представить, что Возрождение обратилось к античности через голову средневековья, ничего от него не восприняв. Сами гуманисты - Ф. Петрарка (1304-1374), Дж. Пико делла Мирандола (1463-1494) и др. - понимали свою деятельность как синтез мировой мысли, не выпадала из него и наследие христианской культуры.

1  2  

Другие статьи по теме:

- Молодежь вступает в жизнь
- Конец средневековья и начало новой эры. Данте
- Литература зрелого и позднего Возрождения. Поэзия. Роман. Драма
- Эпоха средневековья охватывает период v - начало xvi в.
- Арабская философия

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.