Литература эпохи Возрождения
 

Венера и Адонис

Впервые напечатана форма том Octavo 1593 p. земляком Шекспира Ричардом Филдом. Книгоиздателем «Венеры и Адониса» стал Джон Харрисон. На титульном листе имя издателя не проставлено, но его издательские права обозначены эмблемой с изображением якоря. Текст, перепечатанный, вероятно, с выверенного авторского рукописи, пришел к нам в хорошем состоянии. Только к 1636 вышло 12 ее изданий. Посвящена «Венера и Адонис» покровителю Шекспира графу Саутгемптону.

Источником сюжета поэмы стали «Метаморфозы» Овидия. Шекспир мог прочитать книгу в оригинале или ознакомиться с ее текстом в английском переводе А. Голдинга (1567). В X книге «Метаморфоз» рассказывается о страсти богини любви Венеры к юному охотника Адониса. У Овидия ничего не сказано о пренебрежении героя чувством. Римского поэта привлекла к себе жизнелюбие мифа. Не покорившись судьбе, - «Над всем же ненавистна, - говорит. - Права не имеешь однако! »- Венера у Овидия сохраняет жизнь Адонису, обратив его в цветок. Близка к поэме Шекспира сюжетная ситуация, разработанная Овидием в IV книге «Метаморфоз», где рассказывается о страсти нимфы Салмакиды к юному Гермафродита, который тоже пренебрег любовью. Сцена борьбы нимфы и юноши очень напоминает аналогичный эпизод в «Венера и Адонис». Созвучны поэме [769] Шекспира и отдельные фрагменты мифа о Нарцис (кн. III), например, захват героя охотой.

Поэтический дебют Шекспира близок к чрезвычайно развитой в западноевропейской литературе традиции создания любовных поэм. Стремление к изучению человеческого чувства зарождается еще в средневековой куртуазной поэзии. Особой популярностью начинает пользоваться в это время «Наука любви» Овидия, породившая многочисленные подражания. Интерес к теме сохраняется в эпоху Возрождения. Мнение о мировой обязательность любви звучит уже в произведениях Ф. Петрарки (более абстрактно) и Дж. Боккаччо. В повести Боккаччо «Амето» любовь превращает охотника-варвара на «божественную человека» Возрождения. В его шутливо-галантный поэме «Охота Дианы» (1335), созданной, как и «Венера и Адонис», на мифологическом материале, богиня требует от своих спутниц обета целомудрия. Юные охотницы оставляют Диану, отдав предпочтение богине любви Венере. Галантно-авантюрная первооснова хранится в поэмах М. Боярдо, Л. Ариосто, Т. Тассо.

В Англии песни и поэмы о любви создают Т. Кэмпион (1567-1619) и Дж. Гаскойн (ок. 1539-1577). К опыту создания ренессансного галантного эпоса на материале английской поэтической традиции обращается Э. Спенсер в поэме «Королева фей» (полностью опубл. 1609 p.). Несколько ранее в 12 эклогах «пастушьего календаря» (1579) Спенсер вводит в условно-поэтического мира беседы на различные этические темы. Возвышенность и утонченность в его произведениях сочетается с ренессансным прославлением человеческого чувства. Именно в эпоху Спенсера, в 80 - 90-х pp. XVI века, в Англии наблюдается настоящий поэтический взрыв, к которому причастен был и автор «Венеры и Адониса», который назвал поэму «первенцем своей фантазии».

1  2  

Другие статьи по теме:

- Плутовской роман.
- Кодировка
- Гиперрецептивнисть постмодернистской литературы
- АРХИПЕЛАГ "Павлин"
- Уладський цикл

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.