Литература эпохи Возрождения
 

Украинская философская мысль xv - нач. xvii ст

Аналогичные процессы происходили и в украинской философской мысли XV - нач. XVII ст. Характерным для нее становится перенос основного внимания с созерцание Бога на осмысление природы, развитие светской науки и искусства. Значительный интерес проявляется, в частности, к проблеме узнаваемости мира благодаря человеческому разуму. Как и західноєропейські гуманисты, подавляющее большинство украинских мыслителей сосредоточивает свое внимание не на спекулятивной, а на практической философии: филологии (грамматике), логике, риторике, которые использовались в повседневной жизни, в частности в ведении полемики с католиками, в судопроизводстве, дипломатии, где умственные способности и смекалку особенно ценились. Несмотря на то, что в Украине тогда существовала религиозно-мистическое течение, представители которого с большим предубеждением относились к философии, возможностей науки, "мирской мудрости" (656, с. 88 - И. Сирин, И. Княгиницкий, И. Копинский и др.), подавляющее большинство известных украинских мыслителей ценили познавательные возможности человеческого разума, выражая в своих произведениях мнению о важности светской науки и остро полемизируя с теми, кто отрицал ее значение. Это прежде всего Ю. Дрогобыч, Григорий Саноцький, Павел Кросненьский, С. Ореховский, X. Євлевич, К. Транквіліон-Ставровецкий, К. Сакович, анонимный автор "Похвалы мудрости", Г. Тычинский, Ш. Шимонович. Они были убеждены, что мудрость, светские науки приносят людям пользу душевную и телесную, они - "самый сладкий стол" (С. Ореховский), "золотой подарок" (Г. Стрийковский) (184). Из науки, "как с жродла, все доброе происходит, И през ню человек человіком, находит..." Наука полезна не только для отдельного человека, она залог процветания государства, которая "не может существовать без наук. Это они из крестьян сделали горожан, из диких - кротких, из варваров - ученых, из людей - настоящих богов" (С. Ореховский - 273, с. 76). А чтобы никто не сомневался, что речь идет именно о светские науки, X. Євлевич устами самой науки объясняет ее обязанности:

Является моим силам делом мере устанавливать

Земным вещам, небесные тоже обдумать...

Как земля умістилась в собственных границах,

Как живет нечто во всем, еще и разное, таится.

Почему зрение в небе ночном без счета,смотрящая

Откуда люди и звери, огни откуда и росы,

И Арктур и колеса, червяки и косы.

(115, с. 516).

Тем авторы обвиняют в "русском" народа, что он до недавнего времени мало занимался наукой, а от того и край его "как льдина тает" (Євлевич). И вообще плохое отношение к наук приводит к печальным последствиям: "за чем вьсякій неряд и все злоє происходит и к погорженя цний тот народ приходит". Поэтому X. Євлевич призывает "царь славян" заниматься наукой (183, с. 200, 205; 115, с. 51). Подобными рассуждениями о разуме, светскую науку произведения украинских мыслителей XVI - XVII ст. переполнены, что является убедительным свидетельством значительного секуляризации тогдашней культуры. Для аргументации своих соображений отечественные гуманисты широко использовали светскую наследие многих античных философов и ученых (Платон, Аристотель, Промактив, Гомер, Геродот, Анаксимен, Пітагор, стоики, Диоген Лаерцій, Гален, Гиппократ, Плиний, Цицерон, Сенека, Светоний, Вергилий, Тит ливий, Валерий Максим, Плутарх), а также приобретения выдающихся западноевропейских гуманистов эпохи Возрождения - Л. Вала, Е. Роттердамский, Н. Кузанский, Дж. Кардано, И. Скалигер, Е. С. Піколоміні, Ян Кохановский, Фрич Моджевський и др. (656, с. 287, 294; 115, с. 435). К тому же идеи упомянутых мыслителей использовались и для решения насущных жизненных проблем. Так, например, С. Ореховский, чтобы убедить польского короля способствовать наукам, напоминает ему, что Александр Великий (Македонский) одержал военных успехов благодаря своему учителю Аристотелю. Особенно нравится нашим мыслителям был известен высказывание Ціцерона о том, что науки "воспитывают молодых, старых людей столу, в счастливые времена бывают убранством, а в несчастливые - утешением, прихистом; приносят удовольствие, дают наслаждение, не оказывают никакого препятствия в пути, в путешествии всегда ночуют и живут с нами" (Аноним "Похвала мудрости" - 115, с. 262).

1  2  3  4  5  6  7  8  9  

Другие статьи по теме:

- СТАНОВЛЕНИЕ ГУМАНИЗМА В УКРАИНЕ
- Тема науки и образования в творчестве писателей-гуманистов эпохи Возрождения
- Наука и образование в эпоху средневековья
- Развитие литературы в xv-первой половине xvi в.
- Почему именно Италия стала родиной этой культуры? Каковы же предпосылки ее возникновения?

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.