Литература эпохи Возрождения
 

Уильям Шекспир


Основания для этого есть. Ведь в пределах одного и гого самого «оптимистичного» периода еще объединяли такие разные трагедии, как «Тит Андроник» и «Ромео [9] и Джульетта». Первая - это не только то невероятно кровавое, даже неправдоподобно жестокое, но и предельно, по сути, априорно конфликтное: «...Рим - дикая пуща, тигры здесь живут ». А вторая - трагедия и правда «оптимистичная», единственная поистине «света» у Шекспира. Влюбленные дети погибли бессмысленно, зря, и все же их смерть не была бесполезной жертвой ненасытному злу. Монтекки и Капу-Летти мирятся над могилой детей, рождается надежда, что мир может стать лучше, жизнь умнее. Во многих Шекспировских пьесах в финале наступает примирение. Но, пожалуй, нигде, кроме «Ромео и Джульетты», оно не оформлено так убедительно.

Обосновывая выделение 1590-1594 годов в особый период, Аникст пишет, что Шекспир «начал как драматург из произведений, обнаженно показывали противоречия действительности, несуразности, конфликты. «Тит Андроник» в такое определение вполне укладывается. Три части «Генриха VI» - не совсем. По крайней мере с точки зрения «противоречий действительности» не так уж легко провести границу между этой хроникой и «Ричардом II», которого Аникст относит к другому периоду - когда Шекспир уже был охвачен «стремлением найти гармонию». Если «несуразности» и присущих «Комедии ошибок» и «Укрощение строптивой», то в другом смысле чем «Титов Андронику». «Комедия ошибок» - буффонада, фарс, где все построено не на характерах, а на ситуациях, на том, что одного из близнюкиз-хо-даров или близнецов-слуг неоднократно перепутывают со вторым. Да и «Укрощение строптивой», хотя и написана изящнее, комедия довольно грубоватая.

Можно сказать, что общая примета ранних произведений Шекспира - это их несовершенство, несамостоятельность, подражательность. В трагедии «Тит Андроник» имеем подражания Сенеки, в «Комедии ошибок» - Плавта т.д. Период 1590 - 1595 годов можно бы назвать «ученическим», если бы в нем не было одной загадки - «Ричарда III», драмы для Шекспира примитивной (поскольку ее герой не развивается) и одновременно прекрасной, с таким театральным, сценическим потенциалом, ее и сегодня играют чаще многих неоспоримых шедевров.

Не существует идеальной периодизации шекспировского творчества. Она невозможна. Могущество этого творчества опирается жесткой периодизации. Границы этих этапов текучие, условные; же этапы взаемоперехидни. И не только потому, что мы часто колеблемся, определяя дату возникновения той или иной пьесы Шекспира. Филологическая наука и здесь проделала огромную работу. Благодаря косвенным данным в большинстве случаев удалось установить эти даты с точностью от одного до трех лет. Вероятнее хронология предложена в 30-е годы нашего века английским ученым Э. К. Чемберсом. Она до сих пор удовлетворяет мировое шекспирознав-ство, потому незначительные коррективы, внесенные времени другими специалистами, ничего существенно не меняют.

Поэтому важнее другое: а именно, что путь Шекспира - не прямая линия (восходящая или нисходящая), но сложная, неоднозначная спираль. Из этого, конечно, не следует, будто сложилась она вопреки объективным закономерностям, начертанная капризным летом поэтического гения. Шекспира вылепила историческая эпоха - т а к а эпоха, ренессансная, что представляла собой перелом в судьбе человечества. Он сложен, потому эпоха была сложная, он неоднозначен, поскольку она была неоднозначна. Неразрывную связь с ней обусловил его жизнь в веках. Он в равной степени остался [10] бы непонятным как вне контекста своего времени, так и вне контекста всех тех времен, его адаптировали. Одно, как в зеркале, отражается во втором и проясняет Шекспира, даже в некотором смысле заново лепит его.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  

Другие статьи по теме:

- Эдмунд Спенсер (1552-1599)
- Томас Уайет (1503-1542)
- Уильям Шекспир
- Томас Нэш (1568-1606)
- Томас Кид (1558-1594)

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.