Литература эпохи Возрождения
 

Уильям Шекспир


Сторонники беконивска и ретлендивськои «теорий» почему-то совсем забывали, что Вольтер, кого больше всего раздражало в Шекспире полнейшее пренебрежение всех классицистских правил, сказал о трагедии «Гамлет»: «Можно подумать, что это произведение - плод воображения пьяного дикаря». Т.е. сказал не о стретфордського «провинциала», а об авторе пьесы. Как же совместить такое с изящными натурами графов?


Жизнеописание, как видим, не открывает всех Шекспировских дверей, поскольку большинство ключей к ним безвозвратно утеряно. Однако и с творчеством, а тем более вокруг нее, далеко не все просто. Творчество - это прежде тридцать семь пьес - так называемый «Шекспир канон» плюс две упомянутые поэмы, плюс сонеты, плюс, наконец, некоторые другие стихотворные вещи.

Однако не все ясно и с пьесами. Первое их полное собрание вышло 1623 года. Прошло только семь лет после смерти Шекспира, и все, что считалось принадлежащим ему, вошло в этого собрания. Правда, без «Перикла», хотя и он числился по Шекспиру: еще в 1609 году выдавался под его именем. К «канону» включили и «Перикла». Причем не без тщательной предварительной проверки. ее, собственно, прошло все издания 1623 - проверку текстологически пристальное. Тем не менее [8] уверенности в кристальной чистоте «канона» нет до сих пор. Даже больше - ее уже никогда не будет.

Дело в том, что Шекспировских рукописей не сохранилось (в свое время это вдохновляло противников авторства Шекспира). Однако, это, очевидно, можно объяснить тем, что в 1613 году сгорел театр «Глобус», где рукописи пьес имели сохраняться.

Ядро «канона» (т.е. такие вещи, как «Гамлет», «Макбет», «Лир», «Отелло», «Двенадцатая ночь» или «Много шума из ничего»), конечно, не вызывает подозрений. Но какова реальная доля авторского участия Шекспира в пьесах «Генрих VI», «Тит Андроник», «Тимон Афинский», «Генрих VIII» и, кстати, в «Перикл»?

Все его сюжеты заимствованы, вычитанные из «Жизнеописаний» Плутарха или из хроник Голиншеда. Даже больше - многие Шекспировских пьес имели совсем уж прямые источники. Попросту говоря, он принимал чужие пьесы и перерабатывал их. Так поступали почти все драматурги; плагиатом это, по сути, не считалось. Да и не было плагиатом. По крайней мере когда речь идет о Шекспире. Исследователи разыскали ли не все его литературные источники. И их труд окупилась: сопоставление шекспировских версий с прототипами показало, что все произведения и идейно, и художественно вполне оригинальны. Такое сравнение было важно еще в одном отношении: оно давало единственную в своем роде возможность заглянуть в творческую лабораторию поэта. Ведь чужие тексты играли здесь роль, так сказать, «черновики» ...

Итак, если мы говорим о доле авторского участия Шекспира, то имеем в виду другое: достаточно самостоятельная та или иная его обработка исходного текста и не писал он некоторые свои пьесы с соавтором? Есть немало оснований полагать, что, например, соавтором «Генриха VIII» был коллега Шекспира Дж. Флетчер.

Даже вынесение за скобки всех «сомнительных» (с точки зрения шекспировского авторства) вещей ничего не поколебало бы. Шекспир не стал бы меньше. Если бы что-то и пострадали, то общая картина мировоззренческой и творческой эволюции драматурга, ее целостность и логика.

Более двадцатилетний путь Шекспира-драматурга справедливо делят на периоды. Чаще - на три, реже - на четыре. Первый период обычно датируют 1590-1601 годами и, таким образом, относят к нему все (кроме «Генриха VIII») хроники, трагедии «Тит Андроник» и «Ромео и Джульетта», наконец большинство комедий - от «Комедии ошибок» в «Виндзорских девчонки ». Второй период охватывает 1601-1608 годы; это время расцвета шекспировского гения, когда он создало все свои великие трагедии и лишь некоторые комедии. Третий период (1608-1612) не очень плодовитый, однако чрезвычайно своеобразен: тогда были написаны такие причудливые вещи, как «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря». Советский исследователь М. Морозов называет первый период «оптимистичным», второй - «трагическим», третий - «романтическим». Так же смотрит на Шекспиру метаморфозы и А. Смирнов; только в оценке последних вещей драматурга он с Морозовым не сходится: по его мнению, это «трагикомедия». А. Аникст согласен наречь их и так, и так: и «романтическими драмами», и «трагикомедия». Зато первый период он склонен разделить на два, которые длятся от 1590-го к 1594 году и от 1595-го до 1600-го.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  

Другие статьи по теме:

- Божественная комедия
- Франческо Петрарка (1304-1374)
- Эдмунд Спенсер (1552-1599)
- Уильям Шекспир
- Джон Лили (1554-1606)

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.