Литература эпохи Возрождения
 

Уильям Шекспир


Примерно с 1590 года он взялся за перо. С 1593 или 1594 входил в труппу Джеймса Бербеджа, которая давала представления в доме, именуемого «театром», и принадлежал к «слуг лорда-камергера». А 1599, когда сыновья Бербеджа построили театр «Глобус», Шекспир стал одним из совладельцев этого прибыльного заведения.

Быть драматургом, работать для театра считалось тогда (как уже упоминалось) занятием малопочетное. 1, как человек, не лишенный творческих амбиций, [6] Шекспир испытал свои силы на ниве «высоких» жанров, тем, что их не чурались и аристократы, как Эдмунд Спенсер или Филипп Сидни. В 1593 году он опубликовал поэму «Венера и Адонис», в 1594-м - поэму «Лукреция».

Обе поэмы - по тогдашней традиции - были с заверением в высочайшем уважении посвященные высокопоставленному покровителю. А именно - юному графу Саутгемптону. Шекспир был в те годы как-то близок к нему и к тому кругу образованных аристократов, к нему граф принадлежал. Говорили, якобы Саут-Хэмптон по-царски вознаградил поэта. Вспоминали даже сумму в тысячу фунтов, в то время неслыханную. Поэтому Шекспиру биографы отказываются в это поверить.

Но тогда открытым остается другой вопрос: что стало за основу будущего благосостояния Шекспира? Драматургам в Елизаветинской Англии платили плохо: они получали не больше десятка фунтов за пьесу, а то и меньше. Правда, владельцы тех театров, где часто давали спектакли и где помещалась добрая тысяча зрителей, - зарабатывали большие деньги. А Шекспир не один год был совладельцем «Глобуса», и к тому же разбирался в этом деле. Однако, чтобы стать совладельцем, нужно было вложить определенную сумму денег. И у Шекспира были, поскольку еще в 1597 году он купил один из лучших домов в Стретфорде.

На протяжении всего своего лондонского жизни он покупал недвижимость и землю, поэтому, когда около 1612 ушел на покой и вернулся в родные места, будущее близких и собственная его старость были обеспечены. Только он не дожил до старости. 23 апреля 1616 его не стало.

В тщательно составленном завещании (он датирован еще 25 марта) Не обойдены, надо полагать, никакой имущественной проблемы; но там не сделано никаких распоряжений относительно творческого наследия, ни словом не упомянуто рукописей пьес, стихов. Трудно избавиться от впечатления, будто последнюю волю выражает собственник, негоциант, а не великий поэт.

Эта, как и некоторые другие вычурности, противоречия шекспировского образа побудили некоторых высказать сомнение: а был ли он автором приписываемых ему шедевров? Знаменательно, однако, что скептики появились позже. Для современников и близких потомков такого вопроса не существовало. В их глазах посредственный актер, совладелец «Глобуса» Вильям Шекспир и автор «Ричарда III» или «Троил и Крессида» - одно и то же лицо. К тому же лицо вполне реальное, с которой многие из них ежедневно встречался, с которой они дружили или враждовали.

Первый печатный отзыв о Шекспире содержится в своеобразной завещании драматурга Роберта Грина (1592). И он отрицательный: «... этот ворон, украшенный нашим перьями ... думает, что он единственный потрясатель театральных подмостков Англии ». Существуют и свидетельства Бена Джонсона, который частенько сидел со своим старшим товарищем в таверне «Русалка» и спорил с ним об искусстве, - свидетельство очень уважительные («Он принадлежал не одной эпохе, а всем временам") и одновременно отнюдь не низькопоклонницьки. Эрудит Джонсон незлобливо посмеивался над «неправильностей» сценических построений у Шекспира, из того, что его время изменял вкус, с чрезмерной фантастичности и авантюрности поздних пьес, наконец из пробелов в его образовании. Однако Джонсону и в голову не приходило удивляться [7] из того, что такой человек, со всеми присущими ей слабостями, могла вылепить Яго, Джульетту или Клеопатру. Собственно, одного этого уже должно хватить, чтобы убедить всех сомневающихся. Но не хватило.

По мере того, как посмертная слава Шекспира росла и в глазах далеких потомков он возвышался почти до богоривности, разрыв между ним - человеком и им же - поэтом начал восприниматься как нечто таинственное, даже немыслимо. В 1772 году англичанин Г. Лоренс впервые открыто высказал мнение, что Шекспир был определенного рода фикцией, а пьесы, которые ставились под его именем, писал кто-то другой, но именно - философ Фрэнсис Бэкон. Никаких серьезных доказательств Лоренс не приводил, как, кстати, и американец Харт, вернувшийся к этому вопросу в 1848 году. Основательной работой того же ряда является книга американки Дели! Бэкон «Разоблачение философии пьес Шекспира» (1857), где утверждается, будто этим именем прикрывалась группа авторов самыми прославленными из которых были Бэкон и мореплаватель сэр Уолтер Ралей.

На время такая мифотворчество стала модой, почти поветрием в западном шекспироведении. Кому только не приписывали Шекспиру хроники, трагедии, комедии! И графа Рэтленда, и графу Дерби, и графу Оксфорду, и граф Пембрук, - словом, цветом образованной английской знати. Доводы в пользу того или иного графа были остроумны, казались порой убедительными (преимущественно за недостаточности и разрозненность сведений о жизни Шекспира), но тенденция, которую они имели утвердить, везде одна и та же. Не мог, дескать, малообразованный провинциал возвыситься до таких вершин творчества. Что касается графов, то пересуды эпохи не позволяли им унизиться до того, чтобы назваться авторами пьес. На скрещении этих двух «не» якобы и возник «драматург Шекспир».

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  

Другие статьи по теме:

- Томас Нэш (1568-1606)
- Сервантес
- Сервантес и его "Дон Кихот"
- Джон Лили (1554-1606)
- Лопе де Вега

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.