Традиции античной эстетики

Традиции античной эстетики после распада античного мира продолжали развиваться в Византии. Византия как государство возникло в IV в. и перестала существовать в середине XV ст. Феодализация Византии сопровождалась повсеместным утверждением христианства, что формировало и соответствующую культуру. Ее религиозный характер имел огромное значение для дальнейшей судьбы европейской культурной традиции. Христианство не "придумал" свои идеалы, а почерпнуло их с социальной действительности и освятило именем Бога. Первоначальное христианство выдвигает новые духовные идеалы и основные принципы нравственности - равенство и братство всех людей, любовь к ближнему как отпечаток божественной любви к человеку, ради спасения которой Христос принес себя в жертву. Христианство выдвинуло учение о том, что условием спасения и нахождения благодати не внешнее, а внутреннее действие. В отношении к античной культуры один из философских направлений этого времени отражал позицию полного неприятия культуры "суток этой" важной частью идеологов первоначального христианства. Для самых ярких представителей этого направления - Татиана, Тертулліана, папы Григория I и др. античная культура - это "творение дьявола", достоин того, чтобы его разоблачать как пагубную ошибку.
С самого начала этой традиции христианской культуры противостоит Юстин, за которым следуют Климент Александрийский, Ориген, Боэций. Это были деятели того раннєхристиянського периода культуры, когда началось активное формирование основных идей и принципов собственно византийской эстетики (И-Ш вв. н. э.). Развитие этих идей нашел отражение в выдающемся памятнике философской мысли раннего средневековья - Ареопагитиках. Ареопагитиками называют обычно четыре произведения: "О божественных именах", "Таинственное богословие", "О небесной иерархии", "О церковной иерархии", которые были поданы на Константинопольском соборе 532 г. якобы как произведения св. Дионисия - полумифического деятеля раннего христианства, сподвижник апостола Павла. (В эстетической литературе его чаще называют Псевдо-Дионісієм Ареопагитом.Эти произведения были канонизированы и оказали значительное влияние на всю средневековую философию. Концепция прекрасного, что развивается в Ареопагитиках, содержит в себе следующие элементы: идею о дуновение красоты, учение о свете, учение о любви. Эти элементы были заимствованные из античной эстетики. В этом произведении достигнуто сочетание онтологии, гносеологии и эстетики; эстетика подается как учение о божественной красоте и понимание Бога. На первый план в эстетике выступает проблема образа. Образ разбирался піздньоантичною эстетикой как носитель особого, недискурсивного
знания. При этом на первое место выступал его эмоционально-эстетическую сторону, его функции имитации, выражения и обозначения объекта.
Другие статьи по теме:
-
Литература раннего Возрождения. Томас Мор -
Становление эстетики как науки-
Эпоха Реформации-
Традиции античной эстетики-
Формирование и мировоззренческие основы культуры Ренессанса