Литература эпохи Возрождения
 

Официальный сайт фирмы Секрет Ариадны.

Томмазо Кампанелла (1568-1639)

Томмазо Кампанелла (1568-1639), автор книги "Город Солнца", в своих эстетических высказываниях подчеркивает, что прекрасное является символом, знаком добра, а безобразие - ярости. Он вносит элемент релятивизма и в эстетические суждения. Кампанелла отмечает: "Нет ничего, что одновременно не было бы прекрасным и безобразным". Он отрицает связь видимой красоты и воспитательной функции искусства, но подчеркивает, что именно поэзия дает примеры, которые побуждают душу до добра. Подчеркивая познавательное значение искусства, эстетика Возрождения уделяет большое внимание внешний правдоподобия при отражении действительности, поскольку реальный мир, реабилитирован гуманистами с большим пафосом, достойный адекватного и точного воспроизведения. В этом плане вполне понятен их интерес к технических проблем искусства, и прежде всего-живописи. Линейная и воздушная перспектива, светотень, локальный и тональный колорит, пропорция - все эти вопросы обсуждаются с большим интересом. И нужно отдать должное гуманістам: здесь они достигли таких успехов, которые трудно переоценить. Большое значение гуманисты предоставляют занятием анатомией, математикой, вообще изучению натуры. Учение о пропорциях, перспективу и анатомическое строение живого организма становится центром внимания теоретиков и практиков искусства. Это обращение к науке далеко не случайно: именно искусство, особенно живопись, непосредственно включается ними в сферу познавательной деятельности человека. Красота, с точки зрения гуманистов, связанная с правдивым изображением форм действительности. Законы прекрасного они пытаются объяснить через чувственно осязаемые формы: что пропорциональное, то красиво. Требуя точности в воспроизведении реального мира, гуманисты, однако, очень далеки от стремлений натуралистически копировать предметы и явления действительности. Верность природе для них не значит слепую имитацию. Красота разлита в отдельных предметах, и произведение искусства должен собрать ее в одно целое, не нарушая, однако, верности природе. Такое мнение высказывает немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471-1528): "Невозможно, чтобы ты смог изобразить прекрасную фигуру из одного человека. Потому что нет на земле такого хорошего человека, которая не могла бы быть еще лучше". Здесь проявляется особенность реалистической концепции Ренессанса. Какого бы высокого мнения не были гуманисты о человеке и природе, они все же не склонны первую натуру, что попалась, провозглашать каноном совершенства: интерес к неповторимого своеобразия личности сочетается у художников Ренессанса со стремлением отбросить отклонения в ту или иную сторону и принять за норму "среднюю меру". Это означает ориентацию на общее, типичное, идеальное.

Эстетика Возрождения - это прежде всего эстетика идеала. Однако для гуманистов идеал не представляет собой нечто такое, что противоположное самой действительности. Они не сомневаются в реальности прекрасного. Поэтому их стремление к идеализации отнюдь не противоречит принципам художественной правды. Ведь и сами представления гуманистов о безграничные возможности гармоничного развития человека не могли в то время считаться только утопией.

1  2  

Другие статьи по теме:

- Кружок Маргариты Наваррской
- Даниель Адам из Велеславина
- ИВАН ДОМБРОВСКИЙ
- Розмисли о государстве
- Жан Боден (1520-1596 pp.)

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.