Тема науки и образования в творчестве писателей-гуманистов эпохи Возрождения

В XV-XVI веках после длительного периода культурного упадка, что характеризует эпоху позднего средневековья, в Украине усиливается интерес к родной культуре, истории, языка, пробуждается национальное сознание, появляется понимание необходимости широкого развития науки и образования. Этот процесс проходил под непосредственным влиянием идей западноевропейского гуманизма, которые распространялись в Украине благодаря молодежи, которая получала образование за рубежом [1, 31-48].
Представители гуманистической культуры в Украине - Юрий Дрогобыч, Павел Русин с Кросна, Станислав Ореховский и другие - независимо от места просветительской деятельности, осознавали свою национальную независимость и заботились о родной культуре.
Как новая прослойка светской интеллигенции, которая получила широкое общественное признание, украинские гуманисты, так же как и итальянские, были носителями высокой образованности. Они обнаружили себя на поприще различных наук - астрологии, медицине, философии, истории, получили высокие научные титулы и звания. Поэтому не случайно, что в своих произведениях они постоянно обращались к проблемам, связанным с развитием национальной украинской науки и образования.
Одним из первых в кругу основателей гуманистической культуры в Украине, кто обратил внимание на необходимость распространения науки и образования, следует назвать питомца Краковского и Болонского университетов, ученого-энциклопедиста Юрия Дрогобыча. В своей латиномовній труда в стихах "Прогностическая оценка текущего 1483 года" он выражает прогрессивные взгляды на назначение литературы. Выпуская в свет свои книги, поэт заботится не о честолюбие и корысть, а о "польза от них роду человеческому в жизни" [2, 15]. В этом он видит призвание своего скромного труда.
О значении поэтических книг, в том числе, в образовании и воспитании народа, пишет также земляк и последователь Юрия Дрогобыча, известный поэт-гуманист Павел Русин с Кросна. В стихотворении "Похвала поэзии" он прославляет поэтическое слово как "светлый дар богов", их "гомінке и сладкое" дитя, что доносит подвиги предыдущих поколений, на примерах их жизнь воспитывает современников, учит чтить богов. Воспитательная сила слова, песни, утверждает поэт, заключается в ее правдивости. Своими произведениями настоящий художник не только вызывает у читателей эстетическое наслаждение, но и учит их, обогащает знаниями:
Кто бы то слышал об мощь могущественных властелинов,
Кто бы сегодня знал о вождях деяния,
Кто бы вспомнил о них, когда бы вещий лирник
Их не прославил? [2, 17].
Поднося значение поэзии в жизни, прославляя певцов-поэтов, Павел Русин обращается в своих современников с призывом:
Ты же листай книжки, читай внимательно...
... Чистым сердцем пей те образцы высокие, -
И увидишь, верь, то, что было вчера
Скрытое от тебя [2, И, 18-19].
Таким образом, поэт считает книги надежным источником познания и тем самым подчеркивает их значение для просвещения народа.
Новые гуманистические взгляды на роль и место науки и образования в жизни человека и общества в целом выразил талантливый прозаик-публицист, первый украинский писатель-полемист Станислав Ореховский. В ряде произведений он выступает как мудрый и опытный наставник, который своими советами стремится изменить к лучшему общественно-политическое и социальное положение в феодальной Польши. Так, в большом трактате-обращении "Наставление польскому королю Сигизмунду Августу" писатель, апеллируя к разуму и порядочности молодого польского короля, призывает его снискать расположение у подданных справедливостью, доброжелательностью, заботой о государственные интересы, защитой народа.
Уже во вступительной части произведения Ореховский подчеркивает, что король должен быть прежде всего мудрым правителем, а для этого необходимо "по возможности учиться". Эту мысль писатель обосновывает в следующих частях своего обращения. Он считает, что человек, особенно та, которая стоит у власти, то есть король, должна стремиться к науке, развивать свои природные способности, потому что "если человек пренебрежет наукой, ничего не сделает достойного похвалы" [2, 27]. Писатель убежден, что "никто не сделает ничего полезного даже в найнезначнішому искусстве, если не будет учиться" [2, 27].
В пример молодому королю автор ставит его отца, который "не ранее перестал учиться, как научился сдерживать свои желания, - словно коня уздечкой. От учителя отец научился уважать Бога, любить родных, управлять государством, объединять граждан - во время войны и в мирное время защищать границы. Благодаря наукам, труда, а то и боязни, прочно укоренилась на родительском и дедовском троне добродетель высшего человека" [2, 27].
Станислав Ореховский приводит также примеры из мировой истории, с уважением вспоминая тех правителей, которые учились сначала мудрости, а потом военного искусства. Таким путем прошел, например, Александр Македонский, что был учеником Аристотеля. "Кто же от этого пути отступил, - пишет автор, - стал губительным королем в своем государстве" [2, 27].
Другие статьи по теме:
-
Формирование и развитие философской мысли в Украине-
Просвещение-
Мировоззренческие основы Ренессанса.-
Институт современного образования-
Развитие литературы в xv-первой половине xvi в.