Литература эпохи Возрождения
 

Становление эстетики как науки

Конец ренессансной утопии о безграничном совершенствования человека в комической форме провозгласил Сервантес. Последние части романа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль" также проникнуты пессимизмом. Таким образом, то, чего не заметили теоретики искусства Возрождения, с огромной силой отразили в своем творчестве практики. Хотя и Рабле, и Шекспир и Сервантес оставались все же преданными выразителями великих принципов гуманизма, их герои демонстрируют, как на выходе Возрождения осмысляется трагедия индивидуализма. Она может произойти в виде гамлетовского философского разочарование в возможности разумно действовать и в одиночку исправить свое время. Она может обернуться трагикомическими подвигами Дон Кихота, прекрасного в своей верности гуманистическом идеала, но забавного в непонимании его незбутності, когда сама действительность не готова соответствовать этому идеалу. Разочарованием завершается эпоха, но разочарованием, что не коснулось самой сущности высоких ренессансных открытий. Они хранятся, передаются следующей культуре, приобретая в ней значение великих идей, вечных образов. Рассматривая проблему художественной правды, теоретики эпохи Возрождения стихийно наталкивались на диалектику общего и единичного в отношении художественного образа. Как уже отмечалось, гуманисты ищут равновесие между идеалом и действительностью, правдой и фантастикой. Так же направлены их поиски взаимоотношений между индивидуальным и общим. Диалектическое трактовки образа обусловлено тем, что сам процесс познания толкуется гуманистами также диалектически. Гуманисты еще не противопоставляют чувства и разум. И хотя они ведут борьбу с средневековьем под знаменем ума, он не выступает в них односторонней, математически умственной категорией, он еще не противопоставлен чувственности.

Эпоха Возрождения принципиально изменила положение искусства в обществе. Социальный статус искусства как центра духовной жизни сделал его главным фактором развития культуры. Искусство сблизилось с наукой, политикой, социально-философской мыслью. Возросла роль культуры, прежде всего ее светских форм, сложилась ситуация единства духовной жизни общества, когда искусство включается в процесс формирования явного общественного идеала. В свою очередь, такой духовный смысл повлиял на всю систему формотворчих элементов искусства. Эстетика Возрождения содержит не только идею абсолютизации человеческого индивида в противовес абсолютизации позасвітової божественной личности в средние века, но и определенное осознание ограниченности такого индивидуализма, основанного на абсолютном самоутверждении личности. В этом проявилась противоречивость культуры, что отошла от антично-средневековых абсолютов, но в силу исторических обстоятельств еще не нашла новых надежных устоев общественной жизни.

Становление эстетики как науки приходится на XVII ст. Именно в эту сутки начинают укладываться нормативные эстетические системы, которые берут свое начало еще с поетик эпохи Возрождения.

1  2  

Другие статьи по теме:

- СТАНОВЛЕНИЕ ГУМАНИЗМА В УКРАИНЕ
- Украинская философская мысль xv - нач. xvii ст
- Институт современного образования
- Эпоха средневековья охватывает период v - начало xvi в.
- Тема науки и образования в творчестве писателей-гуманистов эпохи Возрождения

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.