Литература эпохи Возрождения
 

Прекрасные нарядные платья для девочек Российского производства.

Станислав Ореховский на первое место ставит мудрость

Станислав Ореховский много рассуждает о мудрость и справедливость как самые главные добродетели, которые должны быть присущи правителю. По его мнению, существует единственный путь до вершины мудрости, которой может достичь король: "... чтобы ты сам выше всех был и мудро правил; затем, чтобы с мудрыми жил; и, наконец, чтобы делал своих подданных мудрыми" [2, И, 44]. Каждое из этих положений писатель убедительно обосновывает, особенно подчеркивая необходимость создания школ и гимназий, потому что они являются "домом истинной мудрости в государстве" [2, И, 43]. "Где их нет - засновуй, где обветшали - відновлюй. - Обращается он к королю. - Пусть учится там растущая молодежь твоей государства гуманности и мудрости. ... Пусть отсюда, как из некоего чистого и прозрачного источника, течет королевская наука, которая сделает граждан твоими мудрыми и государству нужными" [2, И, 43].

Подобные мысли звучат и в других произведениях Станислава Ореховской, что тоже написаны в форме речей, посланий, обращений. Так, в "Речи на похоронах польского короля Сигизмунда Ягелона", характеризуя покойного как "лучшего короля", "которого в Польше... еще не бывало", писатель особо отмечает развитию науки и образования во времена его правления. Автор подчеркивает, что уважительное отношение к науке, забота об образовании народа с давних давен было присуще правителям этого прославленного рода. Еще дед короля Сигизмунда Владислав Ягелон "был уверенным, что ни одно государство не может существовать без наук, и ничего святого, или справедливого или почетного там быть не может, где имя философии не в уважении" [2, И, 183]. Станислав Ореховский напоминает читателям о заслуги Владислава Ягелона в сфере науки и образования: именно он основал в Кракове гимназию, "которая до этого дня радуется славой достоинства, разума, а также науки. Потому что оттуда, словно из Троянского коня, вышли многочисленные рыцари, знаменитые мудростью и наукой" [2, И, 183]. Особая заслуга этого "лучшего и божественного короля, пишет писатель дальше, заключается также в том, что он "дикую и непогамовану Сарматию (речь идет о польские и украинские земли. - Л.С.тем светом наук также просветил" [2, И, 183]. Благодаря науке ранее дикий и необразованный польский народ "смягчился и стал более образованным" [2, И, 183]. Своей научно-образовательной деятельностью король Ягелон убедил современников, что "нет ничего лучшего за образование и науку и, наоборот, ничего ганебнішого за человека, дикую и непросвещенную" [2, И, 183].

Благородные начинания своего прославленного отца в области науки, образования и воспитания продолжил его сын Казимир, отец Сигизмунда. Как мудрый король и наставник, он был убежден, что жизнь его детей в будущем зависит от науки и надлежащего воспитания в детстве. Поэтому своим сыновьям он назначил мудрого и опытного учителя и наставника, каким был их земляк, поляк Ян Длугош. На этом факте писатель особенно акцентирует внимание читателей, убеждая в преимуществах национально-патриотического обучения и воспитания. "Ведь правду говорят,- рассуждает он,- что семена, когда в чужую землю попадает, теряет свою силу и часто к другому виду переходит... Поэтому Казимир, помня, что родил королей не для итальянцев, не для греков и индийцев, а для поляков, пристально заботился, чтобы самый первый их талант никто, кроме поляка, не развивал" [2, И, 188].

Автор подчеркивает, что благодаря наукам, о которых заботились в доме короля Казимира, он снискал уважение всех соседних народов и государств. Король Казимир был счастлив своими потомками, а Польша благословенна их талантами и добродетелями. По этому поводу Станислав Ореховский справедливо замечает, что "добродетели прививались королевской властью через распространение наук, а уже эти последние несли и славу, и честь" [2, И, 189]. Так писатель-гуманист подводит читателя к мысли о доминирующую роль науки и образования не только в формировании национальной элиты, но и в целом в воспитании молодежи.

Среди самых главных добродетелей, присущих королю Сигизмунду Ягелону, Станислав Ореховский на первое место ставит мудрость. Она проявилась в том, что король "до последнего вздоха ничего так не хотел, как чтобы государство крепло в мире талантами, дужчала науками, славилась образованием и благочестием" [2, И, 197]. За это писатель-гуманист прославляет своего мудрого правителя. Обращаясь к современников, он пишет: "Науки, которых вы пришлось узнать благодаря ему, взывают о его бессмертие" [2, И, 197].

О месте науки и образования в своей личной жизни Станислав Ореховский пишет в автобиографическом "Письме к яну Франциска Коммендоні о себе самом", датированном 1564 годом [2, I, 405-416]. Описывая свою жизнь, писатель-публицист показывает, какое влияние на формирование его личности мало обучение за рубежом (в университетах Германии, Италии) и общение с передовыми учеными-гуманистами Мероприятия (Мартином Лютером и Филиппом Меланхтоном).

Другие статьи по теме:

- Элементы и компоненты текста
- ШИМОН ШИМОНОВИЧ.
- Данте.
- Человеческий ум и образование, нравственное воспитание
- Функция исторического наследования и подражания социального опыта

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.