Литература эпохи Возрождения
 

СТАНИСЛАВ ОРЕХОВСКИЙ

СТАНИСЛАВ ОРЕХОВСКИЙ (Роксолан) - выдающийся украинско-польский гуманист, оратор, публицист, философ, историк, полемист. В области философии больше всего интересовался проблемами, связанными с этикой и политикой. Родился в с. Оріховці Перемышлянского уезда Русского воеводства в Польше. Начальное образование получил в Перемышле. Далее учился в Краковском (от 1526 г.), Венском (с 1527 г.), Вітенберзькому (1529 г.), Падуанском (1532 г.), Болонском (1540 г.) университетах, а также совершенствовал свои знания в Венеции, Риме, Ляйпциге. в 1543 году после 17-летнего пребывания за границей вернулся на родину, где занимался общественно-политической деятельностью. Писал преимущественно на латинском языке. Самые значительные его произведения: 1. "О турецкую угрозу" - две речи, выданные в Кракове 1543-го и 1544-го года. В них поднимался актуальное в то время вопрос - объединение европейских народов против турецкой экспансии. Именно поэтому речи пользовались большой популярностью в Европе на протяжении длительного времени, о чем свидетельствует значительное количество их переизданий во многих европейских городах: Базель (1551), Франкфурт (1548), Рим (1594, 1663) и др.; 2. "О целибате" (Краков, 1547); 3. "Наставление польскому королю Сигизмунду Августу" - в двух редакциях (1543 и 1548 гг.); 4. "Летопись", который охватывает пять лет истории Польши; 5. "Речь на похоронах Сигизмунда И" (Венеция, 1548) - была включена в антологию под названием "Речи выдающихся мужей", видрукованої в Венеции 1559 г. известным издателем Павлом Мануцієм. Антология переиздавалась 1566р. в Париже, 1568р. - в Венеции, в 1569 и 1586рр. - в Кельне. Некоторые из его работ до нас не дошли, например: "О естественное право", "Отступничество Рима" и др. Интересные и мельче его произведения - письма, диалоги, памфлеты и речи на разные темы.

В перечисленных произведениях среди сугубо философских вопросов, которые рассматривает автор, наибольшего внимания заслуживают его взгляды на історіософську и политико-правовую проблематику. В частности, Ореховский выделяет две причины возникновения государства: "прежде всего наш врожденный недостаток, который требует взаимной помощи, а затем врожденную склонность одного до второго, которая нас словно клеит, объединяет и будто узлом вяжет" (297). Отдельно следует отметить имеющуюся в его произведениях идею общественно-договорного происхождения государства, его рассуждения о демократии, естественное право, свободу, независимость светской власти от церкви и др. Разделяя в целом позиции сторонников сословной монархии, Ореховский был одним из первых в Европе идеологов просвещенной монархии, хотел видеть в лице короля "философа на троне". Значительное место в теоретических рассуждениях Ореховской занимает проблема войны и мира, так актуальной тогда в Европе в связи с экспансией Турции. Станислав Ореховский разрабатывал и пропагандировал идею естественного права, которое, по его мнению, выше человеческих законов, которые при необходимости можно изменять, а также исповедовал основной принцип гуманистической этики - принцип общего блага (блага народа), основные идеи которого - патриотизм, служение государству, общественная активность - основывались на подчинении частных интересов совместном добрую и т.д.

1  2  

Другие статьи по теме:

- Ронсар
- Литература последней четверти xvi в. Д'Обинье. Монтень
- МЕЛЕТИЙ (МАКСИМ) СМОТРИЦКИЙ
- ЮРИЙ ДРОГОБЫЧ
- Вавржинця с Бржезове (1370-1436)

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.