Литература эпохи Возрождения
 

Средневековые персидские сказания

Украинский читатель уже имел возможность ознакомиться с персидской народной литературой в Индии эпохи Великих Моголов (ХМ - XVII века), а именно с «Повестью о Далла и Мухтара» («Вселенная», 1996, N ° 1), ярким образцом мошеннической новеллы, так популярной на средневековом Востоке. Персидская литература в Индии, как известно, начинает развиваться с приходом туда мусульманских завоевателей, в эпоху Махмуда Газневиды (XI век), достигнуть своего расцвета в XVII в. Персидском языке творят не только выходцы из Ирана и Средней Азии (особенно много было в Индии беглых от монгольского нашествия), но и коренные жители, индейцы. Начинается общее, тесно переплетена жизни двух литератур - персидской и индийской. Наряду с переводами на персидский язык произведений индийской классической литературы, а также переделками, в частности «Панчатантры» («Пять корзин житейской мудрости»), «Шукасаптати» («Семьдесят рассказов попугая»), «Океана сказаний» Сомадевы - кашмирского поэта XI ст. и многих других, появляются оригинальные произведения. С древнеиндийской литературы и индийского фольклора заимствуются не только определенные образы и сюжеты, но и сама «рамочная» оформленность сборников и повестей, объединенных таким образом в одно целое, что давало возможность авторам включать в свое произведение разножанровые образцы - от рассказов сказочного типа, исторических анекдотов, повестей, средневековых городских новелл до народных романов. Типичным примером переработки индийского произведения, а по сути самостоятельным произведением, объединенным общим сюжетом, является «Тугие-наме» («Книга попугая»), написанная в Индии 1330 Зия эд-Дином Нехшеби, выходцем из Средней Азии. Уже вполне оригинальными произведениями можно считать анонимную «Повесть о четырех дервишей», как предполагают ученые, в XIII - XIV века, а также «Адель-хан и три дервиши».

Но когда мы вспоминаем отдельные повести, говоря о классической литературе, то анонимные повести, т. н. гекайяты, будто остаются без внимания в силу многих причин - огромного количества самых рукописей и состояния их изученности. Эти истории-гекайяты, составляя собой объемные сборники под общим и достаточно типичной названием «маджмуа-йе гекайят», т.е. «Сборник рассказов», находятся между народными сказками и авторскими произведениями, правя за своеобразную неисчерпаемую водоем, шо питалась фольклором (под этим понятием мы понимаем древний пласт народного творчества) и одновременно давала пищу литературе классической, - словом, мы имеем дело со средневековой народной литературой.

1  2  3  

Другие статьи по теме:

- Записи саг
- Ирландский эпос
- Уладський цикл
- Бегство в несерьезность?
- Характерные черты поэтики произведений Павича

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.