Литература эпохи Возрождения
 

Служение общественному благу

Служение общественному благу нуждается, по мнению наших гуманистов таких нравственных качеств, как благочестие, добродетель, справедливость, бескорыстие. Подобно западноевропейских гуманистов, таких, например, как Эразм, Альберти, Бруни, отечественные мыслители считали, что авторитет человека и уважение к ней определяются размером реальной пользы, принесенной государстве. Человек рождается на пользу другим людям и ценнее тот, кто помогает ближнему, тратит свои силы "на благо родины, общества; для улучшения и пользы в жизни всех сограждан". Творения блага тем плодотворнее, чем большее число людей получает выгоду от наших поступков. Все это, по мнению наших гуманистов, должно осуществляться с соблюдением названных выше моральных принципов. Кстати, ими советовал пренебрегать, когда речь заходила о благе отечества, выдающийся итальянский гуманист Макиавелли.

О важности воспитания в гражданах благочестия, добропорядочности, высоких моральных и других положительных качеств говорили (и сами были примером), в частности, Гр. Саноцький, Шимонович (подарил участок земли под городской госпиталь во Львове), анонимный автор "Речи" ("Государственный деятель должен видеть смысл жизни в служении общественному благополучию, как высшей цели"), а больше всего Ореховский, который стремился показать своим согражданам "путь к великой достоинства, благочестия, добропорядочности" и взаимной доброжелательности. Мыслитель мечтает воспитать "достойного" гражданина, в том числе и поощряя вознаграждением за труд, который творит сознание в награжденных, что их усилия на ушли на марне". При этом он категорически заявляет, что речь идет не о денежное вознаграждение, "ибо человек не может быть правдивой, честной, которая, будучи при власти, или занимая некую государственную должность, ждет подарков. Главным несчастьем для государства является чиновники, которым не о добродетели, ни о отечество говорится, а только о выгоде, о гонор, собственную рекламу и своих родственников, а прежде всего о деньгах" (1001, с. 85). Идеалом человека, которому присущи самые высокие добродетели, которая заботится об общем благе, Ореховский считал польского полководца и магната Яна Тарновского: "Если бы ты ушел из Тарнова гостинцем к Руси и осмотрел при том Пшеворско, Ярослав, Тарнопіль, сказал бы, вероятно, что тот господин не о собственных, а люда своего пожитки заботился. А если бы мы пошли к его деревни и ты посмотрел бы на кметов и крестьян того господина, то подумал бы, что то не лачуги кметов, но помещичьи дворцы. Полные в его кметов клуни, полные скотного двора и кладовые; никого не нищено покарами за проступки, не доведен до нищеты работами" (300, с. 25).

Убедившись в бесполезности, неэффективности призывов, увещеваниям, прославлянь положительных героев (предписывавший время несвойственные им добродетели); отчаявшись, что изображенных им идеальных граждан кто начнет подражать, мыслитель переходит к разоблачению носителей отрицательных черт, прежде всего взяточничества среди чиновников польского государства. Так, сенаторов Ореховский критикует за то, что в сейме заботятся не о общественную пользу, а о собственной, рассуждая при этом: "Так долго буду воду мутить, пока не поймаю своего угря... Землю русскую Москве и татарам открою и не ранее вопить перестану, пока (как голодный пес) кусок лакомый не схвачу..." (299, с. 472). Сенаторы в сейме, по мнению мыслителя, лицемерны и лживые. Только и знают вопить : "Государство! Государство!" А на самом деле вредят государству и заботятся лишь о собственной выгоде". В "Наставлении" Ореховский называет сейм не радой королевской, а ярмаркой; обвиняет в воровстве не только сенаторов, но и канцлера, которые занимаются перекупкой; ругает шляхту, что налоги сваливает на народ, а сама платить не хочет; восстает на духовенство, монахов, и даже на королеву. Неурядицы в государстве также через недостойных чиновников, которые, прежде чем рассмотреть некую дело, сначала определяют свою выгоду, а тогда, если взятку окажется малым, хитрым образом делают доброго гражданина негодяем.

1  2  3  4  5  6  7  8  

Другие статьи по теме:

- Литература раннего Возрождения
- Испания и Португалия
- Служение общественному благу
- Начала распада родового строя
- Борьба за читателя и ее средства

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.