Славянские литературы эпохи Возрождения

В своем развитии славянские литературы эпохи Возрождения опирались не только на идеи гуманизма и реформационное движение на его раннем этапе, но и на национальные литературные традиции, сложившиеся на протяжении веков в славянских странах.
Возникновение этих традиций связано с принятием христианства, с созданием письменности у славянских народов в IX в. и с деятельностью выдающихся просветителей - братьев Кирилла (827-869) и Мефодия (815-885), которые составили первую славянскую азбуку и ввели в обращение первую литературный язык славян - старославянский. «Учить без азбуки и без книг все равно, что писать беседу на воде», - эти слова приписывают Кириллу, который вместе с Мефодием основал первую литературную школу на славянских землях - в Великоморавскому государству (просуществовала до X века). Здесь Кириллом и Мефодием и их ближайшими учениками были созданы старейшие памятники славянского писательства старославянском языке.
Несмотря на препятствия, которые чинила просветителям католическая церковь, преследуя Кирилла и Мефодия, дело, начатое ими, дала весомые результаты. После смерти братьев их ученики основали литературную деятельность в Болгарии (вторая половина IX-X вв.) Один из них - Константин Преславского (родился в середине IX века) - талантливый литератор, автор сборника проповедей, первого болгарского летописи («Историк»), в своем сочинении «Проглас» («Пролог») защищал и прославлял грамоту - «слово буквенно », призвал славянские народы изучать грамоту, ибо« Нази без книг народы »и« душа безбуквенна мертвая в человецех ». Другой его произведение - «Азбучная молитва» - является настоящим гимном письменности, грамоте, учителям. Сам автор смысл своей жизни видел в продолжении большого дела учителей:
...Хочу доброе дело, начатое
В добрый час моими Учителями,
Завершить, хочу тайны Слова
Ознаймиты родному народу ...
(Перевод Р. Лубкивского)
Итак, в западных и южных славян первые литературные памятники были созданы старославянском [386] языке под влиянием деятельности Кирилла и Мефодия. В дальнейшем этот язык плодотворно развивалась только в литературах южных славян, западнославянские народы после X в. приняли как письменную латинский язык, который надолго вошла в их духовную жизнь.
В заключительной речи на фашистском судилище в Лейпциге (1933) Г. Димитров высоко оценил выдающуюся просветительскую деятельность Кирилла и Мефодия, подчеркнул древние, богатые и плодотворные традиции славянского писательства: «Задолго до того времени, когда германский император Карл V говорил, что по -нет-немецки он говорит только со своими лошадьми, а германские дворяне и образованные люди писали только по-латыни и стеснялись немецкого языка, в «варварской» Болгарии Кирилл и Мефодий создали и распространили староболгарский писательство »(1).
Другие статьи по теме:
-
Сервантес-
Джефри Чосер (1340-1400).-
Божественная комедия-
Славянские литературы эпохи Возрождения-
Томас Кид (1558-1594)