Литература эпохи Возрождения
 

Скриптор вместо Автора

Главной специфическим признаком литературы постмодернизма является ее
гиперрецептúвнисть 3 - ярко выраженная склонность к рецепции любых фактов из культурно-исторического дискурса всего человечества; прежде и наиболее активно - из произведений мировой литературы различных элементов их формы и / или содержания: сюжетов, мотивов, образов, концепций, жанров, сцен, цитат т. (т.н. "интертекстуальность").

Обычно постмодернисты заимствуют все упомянутое независимо от того, к какому литературному направлению, течения, стиля, метода, суток и т.д. принадлежит текст-донор. Недаром исследователи подчеркивают нон селекцию (отсутствие отсева, отбора) и нон-иерархию (снятие традиционного разграничения центра / периферии, главного / маргинального, центрального / периферийного) в эстетике постмодернизма. Поэтому феномен гиперрецептивности, которую, безусловно, замечают исследователи, в их работах часто обозначается гастрономическим, но правильным по сути словом - "усеиднисть" 4 .

В постмодернистских произведениях обычно нет характерной для литературы предшествующих суток оригинальной, непохожей на другие, эстетической и / или идейной программы. А следовательно - нет разделения предшественников и современников на "своих" / "чужих". Скажем, для Ренессанса и классицизма "эстетическим донором" была прежде Античность, для романтизма - Средневековье, а для постмодернизма - весь мировой культурный (прежде всего, литературный) процесс. Постмодернисты уже не призывают сбрасывать любого "с парохода современности", как это делали русские футуристы в 1910-х годов, а, наоборот, готовы подобрать на его палубу всех и все, что попадается на пути. Правда, их принципиальный отказ от оригинальности распространяется и на саму эту мысль: скажем, на рубеже ХIХ-ХХ вв. известная российская художница-футуристка Наталья Гончарова уже провозглашала принцип "всЯчества" [("все, что было до меня, то мое") - т.е. всеприйняття щонайризноманитниших явлений мировой культуры), очень похож на гиперрецептивнисть искусства постмодернизма рубеже ХХ-ХХI вв.

Обычно постмодернисты совершенно спокойно относятся как к традиции, так и к новаторству, как к реализму, так и к модернизму (авангарда) 5 , как к миметúчности, так и к безудержной фантазии, как к элитарной, так и к массовой культуре, как к утопии , так и к антиутопии т.д. Взять хотя бы последнюю оппозицию, один из компонентов которой иногда толкуется как атрибутивная признак культуры постмодернизма ("... Повсюду распространилась культура принципиально антиутопическая.Это и есть постмодернизм "[там же] 6 ). Но оппозиция "утопия-антиутопия" для литературы постмодернизма неактуальна точно такой же степени, как и любая другая оппозиция, противопоставление в принципе. Ведь "художники и философы последних десятилетий / ХХ / ст. часто мечтают о свободной интеллектуала без корней и привязок, про веселого наблюдателя, о экстаз всеобщей причастности без всякой ответственности, о чистой наслаждение чистого восприятия без морального суда или рациональной оценки.Нетрудно увидеть, что все эти проекты нового искусства (и, шире, нового человека и новой, постгуманнои цивилизации) построены по модели наркотизированных сознания, впервые открыто провозглашенного А. Хаксли в середине ХХ в. (И предвещенного Ницше в его лихорадочных очерках "веселой науки") " 7 . А "веселый наблюдатель", "комментатор жизни" абсолютно и априори индифферентный как к утопии, так и к антиутопии. Это как любовь-ненависть между людьми, но, вместе взятые, любовь и ненависть могут быть просто раздавлены скалой равнодушия и иронии (см. ниже о иронизм литературы постмодернизма).

Таким образом, характерное для допостмодернистського времени противопоставления "или-или" заменяется на формулу "всеядности", всеприйняття, гиперрецептивности - "и-и". Сáме том глобальной и глубинно-сущностной вербальной эмблемой постмодернизма как такового можно считать формулу только упомянутого Ницше - "по ту сторону ...". По ту сторону всего: того, что было; того, что есть; того, что будет. Если будет, конечно.

1  2  

Другие статьи по теме:

- Цикл Финна
- Записи саг
- Виртуозы виртуальности
- Истории в девяти книгах
- Мифология и верования ирландцев

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.