Литература эпохи Возрождения
 

Ситуация с постмодернизмом.

Космос возникает из хаоса. Потому что ему просто нí из чего больше возникнуть. Литературный же процесс многим его современникам той или иной степени кажется хаосом. Это касается любой литературной эпохи: скажем, романтизм казался хаосом на рубеже XVIII-XIX веков, так же как модернизм - на рубеже веков XIX-ХХ. Поэтому неслучайно сейчас, в начале XXI века, в известной степени хаотичной выдается литература постмодерна. Публикаций о ней хватает, количественно они уже превзошли саму эту литературу, но ...

Конечно, каждый из литературоведов предлагает свою "модель" или "карту-схему" "постмодернистского космоса". Но, к сожалению, часто это делается не только осторожно (при изучении нового материала осторожность раз уместна), но и то растерянно (отчаянный налет - одна из форм проявления той же растерянности). В одних случаях - за туманом философской ракурса осмысления этого явления и почти без рассмотрения поэтики конкретных художественных произведений. В остальных - с акцентом именно на их поэтике, но часто путем простой каталогизации определенных признаков постмодернизма, без выявления доминант и тенденций, магистральных силовых линий, без каких-либо прогнозов, а преимущественно по принципу "а вот еще о вот". Пожалуй, нежеланием брать на себя ответственность за предлагаемые "модели космоса" (неспособность их создать?) обусловлено то, что постмодернизм часто называют не художественным и / или идейным явлением, и даже не сутками культуры, а ... "ситуацией". Так и пишут - "ситуация постмодернизма" 1 . Но то, что разрешено теоретикам и писателям, не могут себе позволить преподаватели, чей долг - объяснять (букв. 'делать ясным, понятным'). Представим ситуацию, когда ученики или студенты изучали бы, скажем, "ситуацию реализма" или "ситуацию Просвещения".

Единственное оправдание такого положения - тот же хаос, невидстоянисть художественных явлений и их оценок. Конечно, состояние это временное, но ведь и все мы временны, другого времени на жизнь у нас не будет, поэтому необходимо разбираться в этой ситуации с постмодернизмом (творить из хаоса космос) уже сейчас. Конечно, ошибки неизбежны, и другого пути нет, особенно учитывая нынешнее молниеносное введение литературы постмодернизма к школьному изучения 2 .

Любое явление можно исследовать двумя путями: экстенсивным (путем исчерпания материала) и интенсивным (путем определения и характеристики важнейших и репрезентативным фактов, признаков, вех, - то есть доминант). Относительно литературы постмодернизма считаю уместным второй путь, ведь материал еще не "отстоялся", и в деталях его исследовать сейчас невозможно, да и, наверное, нецелесообразно. Поэтому пойду сáме этому пути.

Другие статьи по теме:

- Кодировка
- Другие фантастические саги
- Венера и Адонис
- Гиперрецептивнисть постмодернистской литературы
- Родовой строй Ирландии

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.