Литература эпохи Возрождения
 

Сервантес


Вопрос «Сервантес и Авельянеда» подробно рассматривается в советской критике в трудах К. Н. Державина (1). Литературовед доказывает, что Авельянеда «не просто подрабатывал рассказ о приключениях глупого Ламанчского героя, но и стремился« развенчать »его, пародийно ограничивая замысел Сервантеса натуралистическим эмпиризмом, всячески дискредитируя все положительные моменты романа» (2); лишил образ Дон Кихота высокого рыцарства и обрисовал его только как «безнадежного безумца», а живой реалистический образ Санчо Пансы свел к «банальной карикатуры», в которой «подчеркнуто только обжорство, умышленно подробно обрисованы физиологические потребности и злобная жажда чужого добра» (3). [307]

(1) державшим К-Н. Сервантес и Авельянеда .- В кн.: Сервантес. Статьи и материальи. Л., 1948; Державин К. Н. Сервантес - М., 1958.

(2) Державин К. Н.
Сервантес, с. 470.

(3) Там же, с. 467.

Особый гнев Сервантеса вызвало то, что Авельянеда превратил образы Дон Кихота и Санчо Пансы в плоские карикатуры, сделал их примитивно однолинейными. Поэтому он так настоятельно подчеркивал различие своих образов от примитивов Авельянеда.

Полемику с Авельянеда Сервантес заканчивает гордым утверждением своего новаторства и преимуществ своего произведения: «Для меня одного родился Дон Кихот, а я родился для него; ему суждено действовать, а мне - описывать; мы с ним составляем чрезвычайно дружную пару - назло и на зависть том лживом Тордесильясским писаке, осмелившегося (а возможно, осмелится и в будущем) грубым своим и плохо заостренным страусиным пером описать подвиги доблестного моего рыцаря, ибо этот труд ему не по силам, и не его застывшего ума это дело »(ч. II, гл. 74).

Эстетические соображения в «Дон Кихоте» выражали убеждение Сервантеса, что для создания «правдивой истории» обязательна решительный поворот к реальной действительности, всестороннее, бесстрашно правдивое ее изображение, «верность соображения и зрелость мысли».

Великий роман Сервантеса является глубоко народным. Это проявляется в широком изображении народной жизни, открытии в народном образе Санчо Пансы огромных возможностей и его духовной близости к благородным идеалам Дон Кихота, в раскрытии социальной несправедливости, в пройнятости уважением и любовью к человеку.

«Дон Кихот» с его свободной сюжетной схеме приключений и путешествий героя положил начало развитию типа «романа большой дороги», использовавшийся в композиционном замысле произведений великого эпического размаха выдающиеся романисты последующего времени - Филдинг и Смоллетт, Диккенс и Гоголь.


1  2  3  4  5  6  7  8  9  

Другие статьи по теме:

- Сервантес и его "Дон Кихот"
- Тема Болонского процесса
- Джон Лили (1554-1606)
- Уильям Шекспир
- Джованни Боккаччо (1313-1375)

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.