Литература эпохи Возрождения
 

Сервантес


Своими человеческими достоинствами и своими идеалами Дон Кихот стоит выше жестокой действительности. Такой герой близок самому Сервантесу и отражает многие из его собственных убеждений. Вместе великий писатель показывает, что героизм его любимого героя неуместен, что вся его самоотверженность и готовность к подвигу никакой пользы не приносят, а сам герой безумный и смешной в своих наивных попытках жить согласно своим идеалами в мире, где царит враждебная им мораль. По глубокому определению В. Г. Белинского, Сервантес изобразил своего героя человеком «с пылким воображением, любящей душой, благородным сердцем, даже с сильной волей и разумом, но без благоразумия и такта действительности» (1). Именно за потуги безрассудного героя переделать мир бессмысленными средствами, взятыми из арсенала рыцарского романа, писатель безжалостно, до конца высмеивает и осуждает его. Отвергаются не идеалы Дон Кихота, а его непонимание реальной действительности и несостоятельность тех средств, с помощью которых он пытается воплотить свой идеал.

(1) Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13-ти т. - М.: Изд-во AH CCCP, 1955, т. 6, с. 34.

В образе Дон Кихота органично соединились героизм и слабость, мудрость и безумие, трагичность и комизм. В этом и проявилось новаторство поэтики Сервантеса-реалиста в изображении человеческого характера.

Следует учитывать и эволюцию образа Дон Кихота в романе: в первой части в нем преобладают пародийные черты «книжного рыцаря», а во второй части характер усложняется, на первый план выдвигается изображение несовместимости гуманистических идеалов героя и окружающей его действительности - В развитии [303] главного образа романа отразилась творческая эволюция самого Сервантеса: за годы работы над «Дон Кихотом» реализм его углублялся, и во второй части романа писатель достиг полной творческой зрелости.

Сервантес предоставил огромного обобщение образа Дон Кихота и окончил его общечеловеческим содержанием. Определенные черты, присущие герою, проявляются в поведении многих людей, поэтому его имя стало нарицательным. Дон Кихотом стали называть благородную, но наивную человека, который самоотверженно и стойко отстаивает несбыточную цель, а также беспочвенные мечтателя, смешного в своей несостоятельности разобраться в сложности жизни и в бессилии исправить его. Именно в таком понимании этот термин широко использовали в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, которые довольно часто обращались к образам Сервантеса для иллюстрации своих мыслей.

Вторым героем Сервантеса, очень важным для раскрытия общего замысла романа, является Санчо Панса. Сначала он служит только пародийным задачей романа, но с развитием сюжета содержание его распространяется и обогащается. Постепенно вырисовывается живой и правдивый образ пытливого кастильского земледельца, полный глубокого социального и этического смысла.

Санчо Панса - лукаво простодушен, хозяйственный и практичный, он заботится прежде всего о себе, во всем ищет выгоды и мечтает о богатстве. Живет он в нищете, уже испытал немало бедствий и притеснений, поэтому его очень легко соблазнить на любую авантюру ради достижения материального благополучия. Он покидает свой дом и сопровождает Дон Кихота в его походах, надеясь получить в награду губернаторство. Надежда Санчо основывается на его глубокой вере в свое человеческое достоинство. «Я хоть и бедняк, но христианин чистокровный и никому ничего не должен. И я мечтаю об острове, а другие мечтают о несколько хуже, но все же от человека зависит, значит, когда я человек, то могу стать папой, а не только губернатором острова »(ч. И, гл. 47).

Многими чертами своего характера Санчо - полная противоположность Дон Кихоту. Вместе с тем внутренне они похожи: оба героя, правда, каждый по-своему, добрые и человечные, оба недовольны действительностью и обоим им хватает энергии и живого воображения, чтобы отправиться на поиски лучшей действительности.

Между Санчо Панса и Дон Кихотом устанавливается взаимопонимание, они заметно влияют друг на друга. Лучше познав Дон Кихота, его благородство [304] и великодушие, Санчо постепенно теряет корысть и прозаизмом, все чаще его поступками руководит не жажда наживы, а любовь к справедливости, и тогда во всей полноте начинают проявляться естественные способности и народная мудрость Санчо. Он единственный из всех персонажей романа по-настоящему понимает Дон Кихота_ и видит за его безумием истинный героизм, доброту, великодушие и глубокий ум - черты, которые импонируют ему. «Он не сумасшедший, а упорный», - возражает Санчо, когда один идальго назвал Дон Кихота сумасшедшим. В разговоре со оруженосцем Рыцаря Леса Санчо говорит о Дон Кихота: «...У моего хитрости вот столь нет, душа у него нараспашку, он никому не способен причинить зло, он делает только добро, лукавства этого самого в нем ни на волос нет, каждый ребенок заверит его, что сейчас ночь, хотя бы это было полдень вот за эту простодушие я и люблю его больше, чем жизнь, и, несмотря ни на какие его глупости, при всем желании не могу от него уйти »(ч. II, гл. 13).

1  2  3  4  5  6  7  8  9  

Другие статьи по теме:

- Томас Нэш (1568-1606)
- Джон Лили (1554-1606)
- Джованни Боккаччо (1313-1375)
- Национальный интерес государства
- Джефри Чосер (1340-1400).

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.