Литература эпохи Возрождения
 

С. Ореховский

Церковь, писал С. Ореховский, не должна вмешиваться в государственные дела и наоборот, потому что раздоры и распри в государстве начинаются, когда "всякий, не будучи братом и товарищем в церковной деле римском Петру, сует носа до коронации короля". То же самое бывает, продолжает мыслитель, и тогда, когда "всякий удирається к церкви и насилием сует нос к священнического правления" (299, с. 594). В поздний научном творчестве Ореховской, как мы уже говорили, бесполезно искать акцентов, которые свидетельствовали бы о его чувствительность к общественных проблем; доминировала в ней преимущественно тенденция к утверждению неизменности тогдашнего общественного порядка, который должен отражать надвременную и неизменные структуры небесной иерархии: "Ибо что может быть более совершенным на свете за человеческое царство, построенное вроде царства Божьего" (299, с. 306).

До сих пор, рассматривая проблему отношений между государством и церковью, мы под последней понимали собственно католическую церковь. Но в пределах тогдашней Польши существовали и другие христианские вероисповедания: протестантизм, православие, а впоследствии и униатство. Отношение украинских гуманистов к ним в пределах их взаимоотношений с государством не было однозначным, неизменным и последовательным: коливалось оно, например, от полного одобрения (как это делал в молодые годы Ореховский) до полного отрицания протестантизма тем же Оріховським в конце жизни. Гуманисты, что принадлежали к православной конфессии, которая перед взрывом реформации имела в Польше даже более жесткие позиции, чем католицизм, иногда рассматривали протестантов как своих союзников в борьбе с католиками и принимали за идеал их теорию построения церковной и общественной жизни. В целом же православная церковь, представители которой способствовали консолидации народа накануне национально-освободительной войны выполняла тогда в Украине роль государства.

В то же время значительная часть украинской элиты, в том числе и некоторые гуманисты православного исповедания, переходят к католицизму и унии, а еще другие, образованные и энергичные личности - к протестантизму. Перед православием возникает дилемма: или остаться на позициях православной ортодоксии и потерять перспективу, или, воспользовавшись протестантскими и контрреформаційними методами обновление церкви, укрепить православие и возглавить государственно созидательный процесс. Радикальное крыло православных деятелей выдвинуло идею унии православия и католицизма. По их мнению (в частности Г. Смотрицкого), расхождение между католицизмом и православием не такая уж и большая. Она существует только в голых словах, а не в сути вероучения. Смысл несогласия кроется в социально-политических антагонізмах, в вопросе о власти и духовных традициях. Украинские гуманисты, сторонники унии (хоть их и обвиняли в предательстве интересов украинской государственности), на самом деле оказались не меньшими ее защитниками за православных. А в перспективе (после подчинения Киевской православной митрополии Московскому патриарху) сделали даже больше для сохранения национальной идентичности украинцев. Те же отечественные гуманисты, что остались верными православной конфессии, включились в процесс обновления церкви, организации образования, создание новейшей культуры и подготовки национально-освободительных соревнований.

1  2  3  4  5  6  7  8  

Другие статьи по теме:

- Львовское Успенское братство
- Фома Аквинский
- Томмазо Кампанелла (1568-1639)
- КИРИЛЛ ТРАНКВИЛИОН-СТАВРОВЕЦКИЙ
- ФОМА ЕВЛЕВИЧ

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.