Литература эпохи Возрождения
 

Розмисли о государстве

Видное место в мировоззрении украинских гуманистов XVI - нач. XVII в. занимает общественно-политическая проблематика. Созданный ими комплекс государственно-правовых идей составляет их весомый вклад в развитие тогдашней украинской мысли. Наибольшее внимание они уделяли проблемам происхождения и сущности государства, войны и мира, а также осмыслению форм государственного правления. В настоящее время в Украине, как и во всей Европе, еще господствовали средневековые политические теории о созданность и контролируемость Богом государства и власти. Утверждение человека как творца государства пришло впоследствии в новейшей социальной философии, в частности в работах Т. Гоббса и Дж. Лока. Именно в их концепциях государство уже осознается как чисто человеческая институция.

В Украине определенные подходы к пониманию человека как важного фактора в образовании государства заметны в С. Ореховской. Он, в частности, предлагал "компромиссную" версию ее происхождения, называя внутренними факторами возникновения государства ум и язык, которые он считал "Божьим даром", реализовавшимся человеком в земной жизни: "Речь сплотила, создала государство, права людям дала, города построила... - утверждал он (299, с. 424).

В то же время цель построения совершенной формы государственного строя мыслитель видел в стремлении исправить "греховную и злу человеческую натуру", что свидетельствовало об этический характер его осмысления проблемы возникновения государства. Однако большинство украинских гуманистов стояла на позициях Божественного происхождения государственной власти. Это объясняется не так консерватизмом их мышления, как реалиями общественно-политической жизни Украины, которая не имела в то время своей государственности, освященной "Божественным происхождением", как то было в соседних "государственных" народов. Поэтому сповідувана тогдашними украинскими мыслителями идея Божественного происхождения княжеской власти приобретала политического содержания и имела прогрессивный характер. Надежда на восстановление украинского государства связывалась в основном с князем К. Острожским, который, будучи вассалом польского короля, подписывался в своей переписке с иностранными властями не иначе как "по милости Божьей князь на Волыни" (830, с. 105).

Делая ретроспективный обзор отечественной истории, В. Шевчук однажды с горечью заметил: "мы все искали, чтобы кто нам государство нашу организовать и содержать помог" (821, с. 8). Во помощью он понимал, конечно же, не "Божью помощь", а помощь (никогда не бескорыстную) со стороны соседей - варягов, поляков, русских. Прежде всего отметим, что в этом мы были не единичны, подобное наблюдалось также у французов и немцев, швейцарцев, итальянцев и греков. Кстати, обоснование возможности построения собственного государства даже в такой специфический способ было также своеобразным отрицанием Божественного происхождения. В конце XVI ст., когда украинское казачество, по выражению. Липинского, сформировалось как государственная элита-войовник все чаще наши гуманисты высказывались о том, что украинская держава, которая возникла, по их мнению, не только по воле Бога, но и благодаря стараниям древних украинцев-русичей, возобновится с помощью казаков на традициях Киевской Руси. Эти идеи реализовывались сначала как домогательства казаков, чтобы на их территорию (которую они называли "удельным богатеями казацким") польская власть не имела права, а впоследствии - как восстановлена усилиями БЫ. Хмельницкого государство, что охватывала почти все этнические земли, где жили украинцы.

В общем, не отрицая идеи Божественного происхождения государства, гуманисты, все же причины ее возникновения объясняли вполне земными мотивациями: свободой воли и высшей необходимостью, врожденной склонностью людей к сожительству и общественным договором. Эти принципы известны еще с античных времен. Встречаются по крайней мере в произведениях Платона и Аристотеля. Платон, в частности, писал, что "государство возникает вследствие врожденного стремления к совместной жизни, когда каждый из нас не может удовлетворить себя сам, но требует еще много чего... Люди собираются вместе, чтобы жить вместе и предоставлять друг другу помощь..." (127, II, 369). Похожую мысль находим у украинского гуманиста С. Ореховской, который писал, что образование государства вызвала необходимость взаимной поддержки, ведь человек сам на свете жить не может, а также не в последнюю очередь "через наш врожденный недостаток", а потому люди нуждаются друг в друге. Время его рассуждения на эту тему подобные Арістотелевих (1001, с. 126). Но несмотря на то, что Ореховский охотно цитирует мысли Аристотеля, Платона и других античных философов, его взгляд на государство не совпадает с их. Так, например, у Аристотеля две основы возникновения государства - высшее необходимость и свобода воли. Зато в Ореховской - зависима от условий жизни воля индивида и врожденный инстинкт к общественной жизни (269, с. 64).

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  

Другие статьи по теме:

- Жан Боден (1520-1596 pp.)
- Рабле
- СИМОН ПЕКАЛІД (Пенкольский, Пенкаля)
- МЕЛЕТИЙ (МАКСИМ) СМОТРИЦКИЙ
- Микулаша Дачицького с Геслова

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.