Литература эпохи Возрождения
 

Развитие литературы в xv-первой половине xvi в.

Следующий период развития итальянской литературы приходится на XV-начало XVI в. и определяется как период расцвета Возрождения. В течение этого времени происходила эволюция гуманистического мировоззрения, которая обусловила заметные различия между гуманизмом начала и конца периода. В XV в. окончательно складывается тип итальянского гуманиста как человека одаренного, всесторонне образованного, социально активной. Уже в первой половине XV в. гуманизм становится общественным движением, выдвигая своей главной задачей воспитание нового человека, в которой гармонично сочетались бы индивидуализм и гражданское сознание. Поэтому его называют гражданским гуманизмом.

По сравнению с предыдущим периодом, в первой половине XV в. заметно изменился характер гуманистической литературы в связи с новыми обстоятельствами, которые сложились в политической и экономической жизни городов. Развертывания классовой борьбы привело к окончательному разрушению старых городских коммун, вместо которых создалась новая форма власти - принципат, или тирания. Тираны заботились о создании новой культуры, далекой от национально-демократических традиций вольных городов. Почти все гуманисты находились на службе у тиранов и поддерживали новый порядок. Они сосредоточили внимание на изучении античности, отказались от народных традиций раннего гуманизма и пользовались только на латинском языке. Гуманистическая литература приобрела в основном научно-философского и публицистического характера, хотя создавалась и поэзия.

Углубленное изучение античной литературы обусловило значительные идейные достижения. Опираясь на нее, гуманисты отстаивали идеал нового человека, который, по их мнению, должен обладать всеми знаниями человеческой науки (studia humanitatis), вели борьбу против средневековой схоластики. Именно в это время итальянский гуманизм окончательно освободился из-под влияния церковного мировоззрения и приобрел общественного признания. Одним из виднейших ученых-гуманистов первой половины XV в. был Лоренцо Валла (1405-1457); наиболее известными произведениями которого являются трактат «О наслаждении и о истинное благо» (1431) и памфлет «О фальшивость дара Константина» (1440). [188]

Господство латинского течения в литературе XV в. все же не могло прекратить развития народного творчества и гуманистической литературы на итальянском языке. Отдельные гуманисты защищали права итальянского языка, ценность национальной литературы и ее традиций. В этом плане примечательным является деятельность Леоне Баттиста Альберти (1407-1472) - выдающегося мыслителя, который определился в различных областях науки и искусства: философии, эстетике, литературе, архитектуре и скульптуре. Народным языком он писал трактаты и стихи, вводя в итальянскую литературу античные поэтические жанры - элегии, эклоги.

Во второй половине XV в. гуманистическая литература приобретает новые свойства. На первый план постепенно выдвигается литература итальянском, а не на латинском языке. Особенность ее заключается в том, что национальная традиция в ней сочетается с античной. Выдающееся роль в развитии культуры этого времени играла Флоренция. Здесь, сумев заручиться поддержкой народа в борьбе с конкурентами, установил свою власть мощный банкирский дом Медичи, который вскоре вышел на большую политическую арену Европы. Козимо Медичи, правивший Флоренцией в течение трех десятилетий, содействовал развитию наук и искусств, в частности, по его замыслу была создана Платоновская академия - свободное общество поклонников Платона. Расцвет ее деятельности приходится на 70-80-е годы, когда Флоренцией правил Лоренцо Медичи, названный Великолепным (1448-1492). Платоновская академия стала центром изучения античной философии платонизма и неоплагонивських идей. Система взглядов участников академии получила название неоплатонизма. Неоплатоники превозносили разум и знание признавали безграничные творческие возможности человека, утверждали, что основное призвание человека - наслаждаться красотой мира и стремиться к счастью. Главной в неоплатонизме была идея достоинства человека, всестороннее освещение поданным в своей «Речи о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандола. По его утверждению, человек является творцом своей собственной природы, он подобен богу и в проявлениях своего могущества ничем не ограничена. «Утверждение высокого достоинства человека и его творческих возможностей, права на свободомыслие, признание необходимости духовного развития человека, наконец, подчеркивание доминирующей роли философии в формировании сознания людей делают учение Пико о достоинстве человека одной из вершин в развитии ренессансного мировоззрения» (1). [189]

1  2  

Другие статьи по теме:

- Проблема движения ренесанса
- Особенности формирования этнополитической мысли в эпоху возрождения
- Трагическое положение Италии
- Римско-католическая церковь
- Политическая мысль эпохи Возрождения

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.