Литература эпохи Возрождения
 

Рафаэль Санти

Рафаэль Санти (1483, Урбино, - 1520, Рим], итальянский живописец и архитектор. Г. родился в семье живописца Джованни Санти. В 1500 переехал в Перуджу и поступил в мастерскую Перуджино. Уже в ранних произведениях Г., в их сложных фигурах, чувствуется рука високообдарованого художника ("Сон рыцаря", Национальная галерея, Лондон; "Три грации", Музей Конде, Шантійї; "Мадонна Конестабілє", Эрмитаж, Санкт-Петербург; все три - 1500-02). В 1504 Рафаэль отправляется во Флоренцию, где изучает полотна выдающихся художников, а также анатомию и перспективу. Славу Г. приносят многочисленные олтарні образы; его мадонны 1504-08 с материнской приманкой ("Мадонна Грандука", Галерея Палатина, Флоренция, "Мадонна в зелени", Художественно-исторический музей, Вена; "Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем", или т.н. "Прекрасная садовница"). В 1508 мастер благодаря Браманте получает от папы Юлия II приглашение в Рим (для работ в Ватиканском дворце); в Риме мастер ближе знакомится с античными памятниками, принимает участие в раскопках. Здесь Г. создает наиболее капитальный произведение - росписи парадных зал (т.н. станц) Ватиканского дворца. В людных, торжественно-величественных композициях станц действие разворачивается на фоне или внутри ренессансных зданий. Г. удалось блестяще совместить изображенный пространство с реальным. В Станца делла Сеньятура (1509-11) Г. представил 4 области деятельности: богословие ("Диспуты"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, Мера и Сила" с примерами истории светского и церковного права), а также соответствующие аллегорические фигуры, библейские и мифологические сцены (на плафоне). В 2-ом зале (Станца д'Еліодоро, 1511-14) находятся фрески на историко-легендарные темы ("Изгнание Іліодора", "Встреча Льва I с Атілом", "Месса в Больсені", "Освобождение апостола Петра из тюрьмы").

В Риме достигает зрелости талант Г.-портретиста; в портретах он передает прежде всего устойчивые черты характера персонажей, например: сдержанную властность Юлия II (1511, Галерея Уфіци, Флоренция), надменность неизвестного кардинала (1512, Прадо, Мадрид), душевную мягкость "Женщины в покрывале" ("Донна велата", 1513, Галерея Палатина) и другие. В римских мадоннах Рафаэля настроение идиллии уступает глубокому чувству материнства ("Мадонна Альба", 1510-11, Национальная галерея, Вашингтон; "Мадонна ди Фолиньо", 1511-12, Ватиканская пинакотека; "Мадонна в кресле", 1516, Галерея Палатина). Самый совершенный произведение искусства руки Рафаэля - это "Сикстинская мадонна" (1515-19, Картинная галерея, Дрезден).
Исключительное значение имеет деятельность Г.-архитектора. После смерти Браманте Г. занял должность главного архитектора собора св. Петра (составил новый, базилікальний план) и достроил начат Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В Риме им построена круглая в плане церковь Сант-Еліджо дельи Орефічі (с 1509) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20). Г. также построил палаццо: Відоні-Каффареллі (с 1515) со сдвоенными полуколоннами, Пандольфини во Флоренции (1520 по проектам Г. и архитектора М. да Сангалло). В работах Рафаэль неизменно стремился предоставить каждому дворца праздничного и индивидуализированного вида.

1  2  3  

Другие статьи по теме:

- Томас Кид (1558-1594)
- Сервантес и его "Дон Кихот"
- Кристофер Марло (1564-1593)
- Луиджи Пульчи (1432-1484)
- Текст и обучения связной речи

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.