Литература эпохи Возрождения
 

Просвещение

Просвещение - это цивилизационно-культурная течение периода перехода от традиционного к индустриальному обществу. Интеллектуальные представители ее проповедовали социальную и политическую эмансипацию третьего состояния (мещан и крестьян); установление "царство разума", основанного на природном равноправии людей, политической свободе и гражданской равенства; ставили целью распространения знаний: дать народу образование и "просветить" монархов в отношении содержания "истинного" человеческого общества. Тем самым новейшие постулаты повлекли надлам старой феодальной организации.

Идеи Просвещения произвели такое огромное влияние на все направления духовной жизни европейского общества, что дали название новой культурно-исторической эпохе. Кстати, упомянутая эпоха, в отличие от предыдущих, сама дала себе имя: термин "просвещение" используют идеологи Просвещения - Вольтер и Гердер. Окончательно закрепила этот срок в науке статья И. Канта "Что такое Просвещение?" (1784р.).

За время эпоха Просвещения - это середина XVII - XVIII ст. Идеи Просвещения прорастают сначала в Англии, потом во Франции, позже - в Германии, Италии и в других странах Европы. Развитие европейской культуры так или иначе проходил под знаком идей Просвещения. Но самый многочисленный, обогащенный яркими талантами отряд просветителей сформировался во Франции: именно отсюда, неся на себе печать французского гения, идеи Просвещения распространились по всей Европе.

Прежде чем дать общую характеристику культуре эпохи Просвещения, остановимся на общих характерных чертах и специфических различиях Просвещения в разных странах. Характерными чертами Просвещения:

1. Стремление его представителей к перестройки всех общественных отношений на основе разума, "вечной справедливости", равенства.

Продолжая начатую на рубеже XVII-XVIII вв. рационалистическую систему в европейском культурном развитии, Просвещение исповедовало настоящий "культ разума", видя в нем то "архімедів рычаг", с помощью которого можно перевернуть всю систему общественной и духовной жизни. Провозглашенное просветителями царство ума по своей исторической сущности было не чем иным, как идеализированным здравым смыслом буржуазии, которая готовила себе идейные основы прихода к власти.

Однако, несмотря на свое всевластие, разум должен был считаться с тем, что имеющиеся условия (абсолютистська власть еще была достаточно сильной) не позволяли осуществить практическое преобразование общества.

2. Движущей силой исторического развития и условием торжества разума просветители считали распространения передовых идей, знаний, а также улучшение морального состояния общества.

Определяющим моментом культурной жизни эпохи Просвещения была безграничная вера в преобразовательные возможности образования. Передовые люди того времени прилагали значительные усилия для распространения знаний среди всех слоев общества, отводя просвете ведущую роль в прогрессивном развитии человечества в русле общего добра и справедливости. Следует отметить, что Просвещение понималось шире, чем простое распространение знаний и образования, оно включало в себя нравственное и гражданское воспитание, а также утверждение "истинных" представлений о мире, обществе и человеке - в противовес "ложным "идеям старого мира. Постулаты Просвещения не несли в себе революционного пыла, однако именно они положили начало том социальный подъем, которое завершилось Французской буржуазной революцией 1789- 1794рр.

3. Они стремились расковать разум людей и тем самым способствовали их политическом раскрепощению.

4. Просветители верили в человека, его ум и высокое призвание. Этим они продолжали гуманистические традиции эпохи Возрождения.

2) Если говорить о общую характеристику художественной культуры эпохи Просвещения, то следует отметить, что она является новым открытием, новым ступенью на пути развития мировой планетарной художественной культуры, ей свойственно такое художественное восприятие, как интимность, лиризм, острая наблюдательность, проникновение в человеческие страсти и характеры. В то же время, достижения художественной культуры эпохи Просвещения, достигнутые ценой потери универсальной полноты в изображении духовной жизни, целостности в воплощении эстетических идеалов общества, свойственных искусству предыдущих лет.

Вместо произвольного индивидуалиста эпохи Возрождения и регламентированного подданного периода классицизма в XVII в. героем искусства становится гражданин, который утверждает свободу в рамках политики. Д. Дефо, Д. Свифт, Г. Фіддінг, Г. Лессинг, А. Лесаж, П. Бомарше, Вольтер, Д. Дидро представляют в своем творчестве разумное, само естество человека. Для них решения всех коллизий обусловлено просветлением жизни, умом, знаниями.

Другие статьи по теме:

- Литература раннего Возрождения. Петрарка. Боккаччо.
- Особенности формирования этнополитической мысли в эпоху возрождения
- Почему именно Италия стала родиной этой культуры? Каковы же предпосылки ее возникновения?
- Основные признаки текста
- Великие географические открытия эпохи Возрождения

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.