Литература эпохи Возрождения
 

Проблема движения ренесанса

Специально онтологичными проблемами украинские гуманисты рассматриваемого периода не занимались, поэтому о понимании ими таких, например, философских категорий, как время и пространство, движение, материя, форма, можем узнать лишь из отдельных высказываний, распыленных в их трудах самого разнообразного содержания. Так, К. Транквіліон-Ставровецкий рассматривает время в пределах средневековых о нем представлений. В то же время он так модифицирует сложную иерархическую структуру средневекового времени, что вместо сложившегося разделения его на вечность, время земной и время неизменных сущностей вводит последовательную смену трех веков - "предбудущого времени" (божественного), "настоящего" (земного), который по воле Бога изменил предыдущий ("предбудущий") и последующего времени "будущего", опять же вечной, ибо он не имеет конца. Вот как говорит об этом сам мыслитель: "Возраст же многоименен и розділяєт[ь], вь три вида. Первый - предбудущій возраст, неміримій, кьторого не мерило солнце и луна бегом своим. Сей возраст при Богу безначальном, время долготи незмірнои, умом единственным только отчасти постизаєт[ь]ся. Сей возраст пред созданы[н]именем неба и земли бил без начала, пресічен же началом настоащого вика и конец[ь] объема при созданы[н]ю неба и земли. Тогда настоащій возраст взял свое начало, так и конец[ь] будет иміти при обвален[н]ю и зопсован[н]ю видимого мира сего. По кончини же сего возраста наступит[ь] возраст третий, будущий. Тот начало свой мает, конца не будет уметь нікгди" (115, с. 219). Известно также соображения Лаврентия Зизанія о времени, который, по мнению полеміста, создано ранее от мира, который охватывает века и вечность. При этом последняя "мыслится как актуальная бесконечность" (656, с. 360).

Проблему движения философы Возрождения развязывали, обосновывая концепцию самопродвижения, утверждая понимание движения как процесса, основанного на взаимном вытеснении или соединении противоположностей, отмечали его универсальном характере. Законы движения признавались едиными для макро- и микромира, движение Земли объявлялся таким же естественным, как и движение других планет (425, с. 217). Интерес к натурфілософської проблематике, в том числе и к проблеме движения, возникает в Украине в XV в. и свидетельствует о зарождении определенных ренесансно-гуманистических тенденций в украинской философской мысли. Сначала он реализуется в работе над переводами литературы, посвященной рассмотрению различных естественных вопросов. В частности, в Киевской переводной литературе XV ст., прежде всего в трактате Аль-Газали под названием "Метафизика", дается описание небесного движения (794, с. 50). Позже проблему движения затрагивал С. Ореховский. В своих рассуждениях на эту тему он опирался на учение Аристотеля. Это чувствуется и в его характеристике таких видов движения, как увеличение и изменение, а также в его размышлениях о вечном движении: "благодаря вечному движению происходят все изменения в мире и возникает различие между вещами; благодаря ему же вещи, которые наполняют Вселенная, уступают место другим, что приходят из небытия" (1001, с. 30). В ренессансном духе о движении как космическое, универсальное явление, которое охватывает собой все - от звезд до мельчайших пылинок, высказывался К. Транквіліон-Ставровецкий. Таким же образом он истолковывает движение элементов ("стихий"), который проявляется в их постоянной взаимной борьбе и приводит к созданию той или иной целостности и единства (656, с. 281). Взгляды Ореховской на начало, изменение и конец определенных явлений и вещей в мире заслуживают отдельного внимания. Начало, по его мнению, играет значительную роль в познании того или иного явления. Всякий начало, - говорит мыслитель, - является малым и очень трудно познать его главную идею. Но если мы ее спізнаємо, легко отгадаем дальнейший этап развития вещи или явления, ведь именно от начала следует начинать изучение их сути: "От начала зависит судьба будущего и развития явления" (1001, с. 30). По мнению Ореховской, есть вещи, лишенные материи, неподвижные и неизменны. Таковы Бог, ангелы, а также упоминавшееся ранее "единое", - ими занимается метафизика. Физика же рассматривает вещи видимые, подвижные, что меняются благодаря мощи первого движителя, который действует не прямо, а через посредничество неба. При этом мыслитель различает два вида изменения - "внутреннюю" и "внешнюю". Первая - это, собственно, движение рост, что влечет за собой изменение явления как такового. А вторая - "внешняя", которая происходит тогда, когда нечто меняет свои свойства, и через которую возникает новое явление. Нет бесконечной смены, потому что каждый должен иметь, - отмечает мыслитель, - свой конец. Этот конец не означает у него последнюю фазу развития явления. Конец в С. Ореховской означает будто цель, назначение вещи. Цель опять же есть двойной: цель развития отдельного явления и цель длительной замены одних явлений на другие, - на те, которые уже достигли своей цели (1001, с. 31, 33, 35). Следовательно, здесь мы встречаемся с присущей Аристотелю и переосмисленою схоластичною характеристикой движения как процесса перехода от начальной до конечной цели. В Киево-Могилянской академии на протяжении длительного времени также доминировала арістотелівська концепция движения. Впоследствии она была дополнена учением о "impetus" и "интенсификацию и ремиссию форм", что свидетельствовало о распаде перипатетичного учение о движении и утверждении его механистического понимания. Последнее утвердилось уже в XVIII ст.

1  2  3  4  5  

Другие статьи по теме:

- Христина Даниловна Алчевска
- Пути совершенствования образования.
- Эпоха средневековья охватывает период v - начало xvi в.
- Институт современного образования
- Северо-восточный проход

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.