Литература эпохи Возрождения
 

Приведенные рассуждения наших мыслителей

Характерной особенностью украинских, как впрочем и западных гуманистов, была их убежденность в возможности влияния на ход исторических событий, не только христианского Бога, но и других сверхъестественных сил. Такие силы присутствуют прежде всего в произведениях С. Пекаліда, Г. Стрийковського, Ю. Дрогобыча, С. Кленовича, анонимного автора "Epicedion"-y, И. Домбровского, Павла Кросненского. Их воплощением выступают прежде всего античные олимпийские бога (Марс, Венера, Феб-Аполлон, Плутон, Юпитер, Минерва); а также античные герои (Геракл, Ахилл, Гектор, Эней, Дидона), музы, парки, другие мітологічні персонажи (Харон, Алекто-Месть, Медея, фурии, Фортуна, Орк и т.д.) и даже звезды и небо, как это встречаем в уже упоминавшемся стихи Ю. Дрогобыча.

Особенно почитают наши мыслители Судьбу (Фортуну), которая коронует своих избранников, бережет, содействует им; она может быть щедрой, щасною для того, кто заботится о своей честь и славу. По милости Судьбы везет в бою; от нее "хотя-не-хотя, некуда деваться". Ей подвластны короли и князья; в Судьбу верят, хоть она и ведет себя порой неґречно даже с великими князьями; бывает злой, неверной; может відцуратись. В то же время она не всесильна, уступает человеческой доблести и рассудительности и не поднимается слишком высоко, если сами люди ей не способствуют (С. Ореховский). Упомянутые выше силы, а особенно же Судьба-Фортуна в украинских авторов, так же, как и в Макиавелли, является не внешними по отношению к истории и общества факторами, а воплощением, с одной стороны природной закономерности, неотвратимого ходу вещей, обумовлюваних совокупности причинно-следственных связей, а с другой непостоянства, случайного стечения благоприятных или неблагоприятных жизненных обстоятельств. Украинские гуманисты верили в величие, творческую возможность человека, в его способность если не контролировать, то влиять на ход общественных событий. Только в содружестве с разумной человеческим существом, Бог может установить справедливость на земле. И хотя от Бога зависит, по их мнению, как именно существования, так и благодеяния людей, они были убеждены, что люди - не марионетки в руках творца, а ответственные его сотрудники. В А. Чагровського, например, это "Днепровские казаки", активные, действующие, которые, хоть и питаются в мирное и военное "худой соломахой", но, "когда забьют тревогу, они из лагеря в дорогу" (184, II, с. 78). Мысли о том, что на ход исторических событий влияют могут и должны влиять исключительно люди, придерживался и Сакович. Особенно когда речь шла о таких выдающихся личностей, как П. Сагайдачный, который "гетьманував на славу" вместе с запорожскими казаками. Награда за подвиги, считает мыслитель опять-таки придет по смерти не от Бога, а от благодарных потомков. Подобную хвалу запорожском рыцарству и составлял БЫ. Зиморович. Свои победы рыцари приобретают исключительно благодаря храбрости, отваге, сообразительности, а не по благодати Божией.

Историю, по мнению наших гуманистов, делают люди, а вмешательство Бога, святых, других сверхъестественных сил лишь номинально. Провіденціалізм как главная движущая сила истории во многих случаях или отрицается, или отодвигается на задний план. Так, Д. Наливайко просит Бога дать ему лишь один день времени - и он сам уладит свою жизнь. В целом, несмотря на присутствие в их взглядах элементов средневекового провіденціалізму в истолковании общественных явлений, украинские гуманисты XVI в. развивали рационалистические взгляды на историю как на процесс осуществления "естественного закона", по которому человек стала восприниматься как активный, творческий субъект. Такое понимание истории можно наблюдать не только на примере творчества отдельных мыслителей, но и целых научно-культурных центров, как, например, среди Острожских книжников, которые утверждали мнение о преимуществах деятельного жизни, о необходимости самореализации в земном мире, в обществе благодаря активной государственной, военной, творческой, преподавательской или проповеднической деятельности. В то же время ренесансно-гуманистические тенденции наиболее отчетливо проявлялись в поэтическом творчестве. О них свидетельствует также интерес тогдашних украинских интеллектуалов к астрономии, ведь сведения конечных причин всех явлений к влияния небесных тел, была наивной попыткой дать естественное объяснение всех событий и фактов, происходящих в мире и человеческой жизни. Как уже отмечалось, отечественные мыслители-гуманисты, не порывая полностью с провіденціалізмом, пытались ограничить участие Бога в земном историческом процессе и видели побудительные причины исторического развития в деятельности людей.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  

Другие статьи по теме:

- Рыцарский роман.
- Вперед-назад, к палимсесту?
- АРХИПЕЛАГ "Павлин"
- Кельты
- Образ Кухулина

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.