Литература эпохи Возрождения
 

Политическая мысль эпохи Возрождения

В XVI веке с началом заката феодализма навязанный схоластикой аскетизм стал уступать культовые человека, его интересов и потребностей, а божественное - природном, человеческом. Гуманизм тогда еще не был массовым, первоначально он имел сторонников среди жителей городов, представителей интеллигенции, которые в ростках нового строя видели силу, способную освободить человека от средневекового аскетизма. Новая эпоха, которая вошла в историю под названием Возрождения (Ренессанса), символизировала прежде всего возрождение и широкое использование достижений античной цивилизации.

Гуманисты-итальянцы вслед за Франческо Петраркою (1304-1374) осуждали политический аскетизм, защищали идею всестороннего развития личности, отрицали тиранию. Леонардо Бруни создает теорию республиканизма - справедливого, по его мнению, устройства общества, что является самым главным условием реализации свободы воли как свободы личности. В XV в. политическую идеологию раннего гуманизма развивают другие итальянские мыслители, углубляя понятие свободы личности как

гражданской свободы, как политического права избирать и быть избранным к властных структур, как равенство граждан перед законом, как признание необходимости существования представительных органов, исполнительной системы и авторитетного суда.

Самый весомый вклад в политическую мысль сделал итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527), который в трактатах "Государь", "Рассуждения И на декаду Тита Ливия" противопоставил теологическом пониманию государственной власти юридическое мировоззрение. Считая силу основой права, определяя понятие "государство" как общий политическое состояние общества, Макиавелли утверждал, что человек воплощает в себе злобність, агрессивность, властолюбие, жадность, лживость, боязливость, малодушие, неблагодарность, предательство, лицемерие, ненависть, несдержанность и т.д. Необходимость обуздания этих ее черт и позвала к жизни государство. Отстаивая приоритет светской власти, остро критиковал духовенство, дворянство призвал уничтожить совсем. Его идеал государственного устройства - сильная, жестко централизованная республика, где владарюють представители народа, молодой буржуазии и выборный глава государства, который, учитывая отрицательные качества человека, должен быть "лисом, чтобы видеть гадов, и львом, чтобы уничтожать волков". Для объединения общества правитель может использовать любые средства ("цель оправдывает средства"), даже аморальность, нечестность, жестокость, устрашіння, демагогию, клевета, коварство, хитрость, вероломство и т.д. Только тогда республика будет мощной, оправдает свое назначение, когда правитель, отбросив законы и принципы морали, установит правовую авторитарную диктатуру "великого преобразователя". Государство, по мнению Макиавелли, - высшее проявление человеческого духа, а служение государству - содержание, цель и счастье человека.

1  2  3  

Другие статьи по теме:

- Христина Даниловна Алчевска
- Опять же вечность - атрибут одного только Бога
- Особенности формирования этнополитической мысли в эпоху возрождения
- Мировоззренческие основы Ренессанса.
- Эпоха Реформации

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.