Литература эпохи Возрождения
 

Подчинение теологии доводам разума

Подчинению теологии доводам разума способствовали в Украине различные еретические учения, в частности антитринитарии. Это были прежде всего последователи Ф. Социна (1539 - 1604), которые подготовили базу для религиозного рационализма тем, что отстаивали обоснование содержания откровения умом, который считали единственным авторитетом и критерием истинности. В рассматриваемый период общины антитринитариев существовали во многих украинских городах Галичины, Подолья, Волыни, Киевщины, Закарпатья и имели свою академию в Раковые. Кроме антитринитариев, существовали и другие ереси рационалистического характера вроде тех, что исповедовали "самовладця" ума и гусизм, который допускал, что "закон Божий" можно понять человеческим разумом. Искренним сторонником реформационного учение Яна Гуса, а также Лізмана, Ф. Штанкара, Г. Кровіцького, Гжегожа, Яна Ласького был в молодые годы С. Ореховский. О последнем он, в частности, писал как о такого, что "украсил Польшу науками и многочисленными свидетельствами своего таланта". Именно через это, а также учитывая трактат "Отступничество Рима" папа римский внес самого Ореховской в реестр еретиков. Позже, правда, автор отрекся от своих взглядов и стал называть указанных выше лиц врагами христианской церкви и призвать даже до их физического уничтожения. За это Ф. Моджевський назвал Ореховской двойным еретиком и забросил такое: "Ждешь приверженности папы, который снимет с тебя обвинения и одобрит бракосочетания?" (972, с. 210). Еретические идеи рационалистического характера исповедовали брать Зизанії - Стефан и Лаврентий (аргументировали свои доказательства не авторитетом "слова Божьего", а "тилко силогизмою", Юрко и Иван Рогатинцы.

В раціоналізуванні православной теологии большую роль сыграла полемика между представителями православного вероучения и католиками и протестантами. Потому что здесь поневоле приходилось и все чаще употреблять доказательства ума. При этом упомянутые вероучения имели неодинаковую теоретические основы для ведения полемики. Католики опирались на логическую аргументацию, приспособив для своих потребностей и достижения ренессансного гуманизма. Протестантская теология также прошла период рационалистической систематизации, подобно католической схоластики, хотя Лютер решительно отрицал значение человеческого разума в общении христианина с Богом и называл философию "шлюхой дьявола" (656, с. 88). Правда, это не мешало реформаторам толковать, опираясь на разум, Священное Писание. Что же до православного вероучения, то его представители, которые боролись против католицизма, хотя и опирались на древнерусские и византийские традиции, но, не подготовленные к дискуссиям с католиками, стремились обосновать "истинность" своей веры ссылками на "евангельскую простоту"; гордились тем, что православная церковь, в отличие от католической, всегда предпочитал мистическому восприятию истин веры, а не их интеллектуальному осмыслению. Однако немало украинских мыслителей-полемистов не отказывались от рационалистического метода ведения полемики с католиками (прежде всего Стефан и Лаврентий Зизанії); призвали своих читателей и слушателей к выгрузке аргументов на весах разума. Это встречаем, например, в Г. Смотрицкого: "Возьми, поэтому, к рукам, читай, размышляй, сравнивай и с той и другой стороны выданные скрипты, то правильно и достаточно поймешь, которой здесь стороне определенных и фундаментальных положений для своей подпорки так не становится..." (184, II, с. 290). Полемизируя со своими соперниками, он включает в список цитируемых в "Треносі" трудов 141 позицию и таким образом расширяет родниковую базу украинской философии. Поэтому можно сказать, что некоторые наши мыслители активно развивали и ренесансно-гуманистические идеи. Православные вели полемику и против протестантов. Достаточно вспомнить анонимный произведение "Списание против люторов". Хотя объективно протестанты были союзниками православных в их борьбе с католиками. Развивая проповедничество, ведя диспуты на два фронта, украинские полемисты способствовали рациональному отношению к вере и церкви, пробуждали пытливость ума (656, с. 235; 179, с. 198).

1  2  3  4  5  

Другие статьи по теме:

- Литература позднего Возрождения. Торквато Тассо. Джордано Бруно.
- Великие географические открытия эпохи Возрождения
- Мировоззренческие основы Ренессанса.
- ШИМОН ШИМОНОВИЧ.
- Школа и педагогическая мысль в Европе в эпоху Возрождения и Реформации

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.