Плутовской роман.

В конце раннего периода Возрождения возник другой вид повествовательного жанра, названный мошенническим или пикарескним исп рисаго - мошенник) романом, который [281] в течение следующих ста лет оставался одним из ведущих жанров в испанской литературе, его появление также было обусловлено теми процессами, происходили в общественной жизни страны. Обнищание различных слоев населения, ослепления жаждой легкой наживы за океаном, презрение к повседневной работы, моральное разложение и чувство безнадежности, что усиливались в испанском обществе, привели к возникновению деклассированного элемента - массы авантюристов, бродяг, бездельников, попрошаек, воров. Они и составляли особый слой населения - пикаро. Судьба этих людей не могла не привлечь внимания писателей и вскоре стала предметом изображения в мошенническом романе. Обычно в произведениях такого типа рассказывается история жизни человека, с детства лишенного средств к жизни. Герой истории прибегает к различным занятиям, бывает среди разных людей, испытывает много приключений и лишений, учится всевозможных махинаций и ухищрений и наконец достигает определенного материального благополучия. История разворачивается на фоне реального повседневной жизни. В сюжете мошеннического романа нет романтической любовной интриги. Повествование в нем ведется от первого лица, рассказчиком выступает сам герой.
Первым мошенническим романом было сочинение «Жизнь Ласарильйо с Тормеса», опубликованный в .1554 p., а написанный значительно раньше, возможно еще в 20-е годы. Имени автора установить не удалось. Из текста произведения можно видеть, что автор был человеком образованным, знакомым с античной классической литературой. В прологе к произведению автор ссылается на Плиния, Туллия Цицерона, вспоминает Александра Великого, Овидия, историю Пенелопы и др. Характер критического изображения духовенства в романе позволяет отнести автора в группу испанских «еразмистив».
Как установлено исследователями, в романе «Жизнь Ласарильйо с Тормеса» использованы книжные и фольклорные источники. Так, рассказ о продавце папских грамот почти полностью совпадает с сюжетом одной из новелл итальянского писателя Ма-зуччо; в образе Ласарильйо явственно проступают черты фольклорного персонажа - сообразительного и хитровато поводыря профессиональных попрошаек-слепых (el lazarillo) из народных анекдотов и рассказов. Но все заимствования соответствии переработанные автором и покорены его собственному замыслу.
По форме произведение «Жизнь Ласарильйо с Тормеса» [282] - это автобиография пикаро, рассказанная им уже во время надежного достатка. Состоит этот рассказ из ряда эпизодов, каждый из которых сыграл свою роль в воспитании Ласарильйо и формировании его сознания. С детских лет Ласаро потерпел нищеты и жил в атмосфере мошенничества, его отец, мельник, «пускал кровь мешкам» - воровал зерно на мельнице, после смерти отца отчим, мавр Сеид, воровал овес и мошенничал, будучи ветеринаром в конюшнях командора. Сейид разоблачили, «спустили шкуру», никто больше не приносил хлеб, мясо и дрова, и мать отдала Ласаро в поводыри профессиональном нищему-слепому. Слепой был чрезвычайно хитрым и большим пройдет, ему были «известны тысячи способов и приемов выманивать деньги». С самого начала службы он учил Ласаро, что «слуга слепого должен быть хитрее от самого черта». Будучи «прижимистый и жадных человеком на свете», нищий морил Ласарильйо голодом и издевался над ним. По этой первой школы Ласаро вынес науку, без хитростей и мошенничества ему не выжить: «Надо быть настороже и не зевать, потому что я сирота и должен уметь постоять за себя».
Другие статьи по теме:
-
Вперед-назад, к палимсесту?-
Ситуация с постмодернизмом.-
Истории в девяти книгах-
Уладський цикл-
Другие фантастические саги