Переход к Возрождению. Вийон

Развитие гуманистической литературы во Франции приходится на XVI века, но зарождались новые тенденции раньше, что особенно заметно отразилось в творчестве выдающегося французского поэта XV в. Франсуа Вийона. Он пришел в литературу в сложный переходный период, когда феодальную Францию раздирали глубокие противоречия, крайне обострены Столетней войной с Англией (1337-1453). В это время в традиционном мировоззрении средневековья появились первые признаки кризиса. Поэзия Вийона знаменовала в литературе переход к Возрождению.
Франсуа Вийон родился в 1431 г. в Париже в бедной семье и с детства испытал нищеты. Образование он получил в Парижском университете и стал магистром словесных наук. В университете он принадлежал к демократической студенческой молодежи, разделял ее пренебрежительное отношение к премудростям схоластики и заповедей аскетизма. Человек импульсивный, горячего нрава и неустойчивых моральных устоев, постоянно живя в нужде, Вийон поддался соблазнам беспутного жизни, участвовал в кражах, в 1455 г. во время драки убил кинжалом священника. Отбыв заключение за воровство, он вынужден был в 1456 г. бежать из Парижа и несколько лет скитаться по стране. Известно, что он появлялся при дворе Карла Орлеанского, где принимал участие в поэтическом турнире, долго жил среди кокильярив - бродяг и воров, масса которых пополнялась обезземеленные крестьянами, солдатами-беглецами, всякого рода деклассированным людом. Вийон в это время был связан с подпольным крестьянским движением. Поэт понес большие лишений! неоднократно попадал в тюрьму, но в итоге после амнистии он вернулся в Париж. Через год, в 1463 p., его снова, и на этот раз безосновательно, привлекли к суду за уголовное преступление и приговорен к смертной казни через повешение. Приговор был заменен изгнанием из столицы. Что случилось с ним дальше - неизвестно.
Личность Вийона противоречивая и сложная. С одной стороны, над ним тяготеют средневековые представления, с другой - ему присуще азартное свободомыслие, в котором явственно ощутимы настроения новой эпохи - эпохи гуманизма. Все это воплотилось в его поэзии, [232] глубоко лирической, пронизанном неведомой до того во французской литературе силой и остротой личного чувства. В произведениях Вийона объединились трагизм и ирония, религиозность и чувственность, благородство и грубость, он славит плотских утехах и раскаивается в этом, блюзнуе и страшится атеизма, с болью пишет о трагизме жизни и фривольно глумится над ним.
К поэтического наследия Вийона входят две поэмы - «Малый завет» (1456), «Большой завет» (1462), а также баллады и стихи других жанров, его произведения подготовлены предшествующим развитием французской городской поэзии. Они вобрали лучшие ее традиции, усовершенствовали ее жанры, особенно балладу.
Выдающимся произведением является «Большой завещание». Основная линия сюжета - лирическая, это - анализ поэтом своей личности, своего жизненного пути. Кроме того, за ходом этого самоанализа поэт вставляет в повествование с различной случаю отдельные баллады и рондо. Он рассказывает о своей жизни, полное лишений, о захвате, страдания и скитания, о голоде и нужду, которыми объясняет свое беспутству, мечтает о достатке, высмеивает лицемерных и жадных до денег монахов, жалуется на горькую судьбу и одновременно радуется жизни, умоляет людей о милосердия и иронизирует над всеми:
Другие статьи по теме:
-
И день, и ночь веселья полон дом ...-
Не понимаю распри между ветров ...-
Боль горький когда перенес, говорят -
С краю света пришел ...-
Медью сияет большой дом