Литература эпохи Возрождения
 

ОСТРОВ "Дамаскина"

Время перейти к более детальному рассмотрению концепции и художественных особенностей рассказа "Дамаскúн". Начну с самого начала, от первого слова художественного произведения, т.е. его названия - "Дамаскин". Заголовок художественного текста зачастую являются его сжатые концепцией, иногда - ключом к ее разгадке. Название словно "выталкивается" 33 самим произведением. Случаи, когда авторы пытаются (ценой больших интеллектуальных усилий!) действовать вопреки этому закону, только подтверждают силу его действия. Так, У. Эко признался в трудностях поисков названия для своего романа "Имя розы" (первый вариант был "Аббатство преступлений"): он очень хотел, чтобы название ничего не значила. Но подобные случаи не отрицают, а, наоборот, подчеркивают силу действия упомянутого закона, равно как полет ракеты, пересиливает гравитацию, не перечеркивает, а подчеркивает силу действия закона всемирного тяготения. Итак - "Дамаскин". Кто же такой Дамаскин?

Впервые это имя в основном корпусе текста упомянутое в ситуации, когда главная героиня произведения, симпатичная молоденькая барышня Атилия Николич захотела, чтобы ее отец, "благородный хозяин Николич с Рудня" нашел достойную замену только изгнанному им мастеру-строителю Шуваковичу. Атилии скоро замуж, а у нее нет ни храма для венчания, ни дома для жизни с будущим мужем, ни, самое главное, - мастера, который бы это все для нее построил. Тогда-то и начинаются поиски замены Шуваковичеви: "Барышня Николич поинтересовалась, кто является крупнейшим строителем. - Их двое лучших.Один получил имя по Йованом Дамаскином, который строил храмы в сердцах людей. Поэтому и зовут его Дамаскин. А другой по церковному отцом Йованом Лествичником, который делал лестницы в небо. Дамаскин умел возводить лучшие дома, а второй - был управний в возведении церквей. - Приведи ко мне обоих, - приказал Николич, - один построит мне дворец для дочери, а второй - церковь, в которой дочь венчаться "(Д). И здесь нам следует еще раз вспомнить о глубоком знании Павичем византийской культуры, к которой принадлежали оба Йована, Дамаскин и Лествичник (см. эпиграф), о том, что в его произведениях не бывает ничего случайного (вспомним постоянные доработки произведений, о котором говорилось выше) и выяснить, кем же были прототипы-тезоименинникы этих героев.

Исторический Иоанн Дамаскин (ок. 675 - бл.749), один из величайших деятелей христианской церкви, литературы и культуры, духовный предводитель мощного движения против иконоборчества 34 , "борьбы с иконами" - то есть запрета не только поклонение иконам, но и права на само их существование, приравнивание их к языческим идолам именование "бездушным деревом", "бесславной и мертвенно веществом" 35 т. Причем, это была первая, самая страшная волна иконоборчества, да еще и поддержана лично мощным императором Византии Львом Исавр (717-741). Ведь иконоборцы заскочили тогда иконопочитателей врасплох, когда у тех не было ни вождя, ни единства, ни убедительной аргументации. Зато у противников икон аргументация была более чем убедительной. Кроме формулы "не сотвори себе кумира", они имели множество убедительных силлогизмов и лозунгов. Вот один из аргументов: "духовное все равно нельзя изобразить через материальное, а материальное вообще не стоит того, чтобы его изображали" 36 . Вот с каким серьезным соперником имели тогда дело иконошанувальники.

Иоанн Дамаскин вывел тогда икону из-под смертельный удар, написав подряд целых три Слова "Против противников святых икон" (726-730). Уже самим этим он засвидетельствовал появление в состоянии иконопочитателей вожака, идеолога. Борьба с иконоборчеством продолжалась еще более века и наконец закончилась победой иконопочитателей (843), но первым бой принял и выдержал именно Иоанн Дамаскин.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  

Другие статьи по теме:

- Ситуация с постмодернизмом.
- Гиперрецептивнисть постмодернистской литературы
- Образ Кухулина
- Плутовской роман.
- ОСТРОВ "Дамаскина"

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.