Литература эпохи Возрождения
 

ОСТРОВ "Дамаскина"


Не ряд морских бежит валов,

Качая гребнями седымы, -

То Иоанна льется речь,

И, сил исполненная новых,

Она громит, как божий меч,

Во прах противников Христовых
...

Не забывайте, что Павлин не только хорошо знает византийскую историю, культуру, религию и литературу, но и сам пишет клерикальные стихи той "византийской" языком, которым пользовался и Дамаскин: "Я очень любил писать стихи - литургическую поэзию языке наших древних церковных преданий, языке, который, увы, уже никто не понимает "(ИЛ). Это тоже не могло не сказаться на идейно-художественных особенностях как всего архипелага "Павлин", так и острова "Дамаскин".

Второго героя рассказа зовут Йован Лествичник. Конечно, это имя также отнюдь не случайно. Так звали тоже выдающегося деятеля православной церкви монаха Иоанна (ок. 525-ок. 600), прозванного за своим главным трудом "Лествичником" ("Климаком"). "Лествица", т.е. "лестница", - сквозной, символ тяжелого духовного восхождения, проходящей через всю книгу.Более всего ценит Иоанн сáме напряженное усилие борьбы с самим собой ... Строгие предписания подвижнической морали изложены в "Лествицы" очень простым и непринужденным языком. Большую роль играют сентенции 48 , пословицы и поговорки фольклорного толка.Перевод "Лествицы" известен на Руси с XI в. и пользовался огромной популярностью " 49 .

В предисловии к его книге "Лествица, ведущая на небеса.Слово к пастырю "сказано, что Иоанн Лествичник рано (" Будучи 1916 телесным возрастом, совершенством разума тысячелетним ") стал послушником, а через четыре года постригся в монахи на Синае, и, якобы, тогда же один из синайских монахов, авва Стратиг , предсказал, что новопострижений "станет большим светильником Церкви Христовой". После смерти своего наставника, аввы Мартирия, Иоанн удалился в пустыне Фола, где провел 40 лет, не проронив за это время ни одного слова (в "Лествицы" 11-я ступенька названа - "О молчания", а 27-ю - "О безмолвие "). В житии Лествичника сказано, что он решил молчать еще однажды, когда его завистники стали кпиты с его предполагаемого многословия, которое, мол, было обусловлено тщеславием. После целого года молчания Иоанна Лествичника они сами устыдились и попросили его не лишать их большой радости и пользы общения с ними.

Знаю, что интерпретация литературного произведения бывает делом сложным и опасным, но смею поставить вопрос: случайно ли герои рассказа Павича, Лествичник и Дамаскин, такие молчуны: "В следующую среду Ягода привел обоих Йован на обед ...За обедом договорились, что через месяц они покажут господину Николич рисунки: Йован-старший - храма, а Йован-младший, называемый Дамаскином, - дворца ... Один из строителей был старый, испуганный человечек, короткорукий и такой молчун, что, когда его заставляли заговорить, рот его хлопал, словно рыбий пузырь. ...Второй, помоложе, говорил еще меньше ... " Кстати, "мелочь": Лествичник действительно был на полторы сотни лет "старшим" по Дамаскина.

Замысел своей знаменитой "Лествицы", названной церковью "лучшей книгой для духовного совершенствования", и особенности его воплощения преподобный Иоанн объяснил так: "Соорудил я Лествицу восхождение ... от земного к святому ... подобно тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил Лествицу из 30 ступенек, по которой, достигнув Господня возраста 50 , окажемся праведными и безопасными от падения ". Ступеньки "Лествицы" - это путь человека к совершенству, что может быть достигнуто не сразу, а лишь постепенно, потому что Царство небесное получают только те, кто прилагает к самосовершенствованию огромных усилий (Мф. 11, 12). Вот эти 30 ступенек к духовному совершенству человека, которые выделил Лествичник 51 : "1) Об отречении от мира. 2) О беспристрастиы. 3) странничестве. 4) послушания. 5) Покаяние. 6) О памяти смерти. 7) О плачет. 8) О безгневиы и кротости. 9) О памятозлобиы. 10) О злословия и Клеве. 11) О молчании. 12) О лжи. 13) Об уныния и лены. 14) О чревоугодиы. 15) О целомудрию. 16) О сребролюбиы. 17) О нестяжание. 18) О бесчувствие. 19) О сне, молитве и пении. 20) О бдениы. 21) О боязливости. 22) О тщеславия. 23) О гордости. 24) О кротости. 25) О смирение. 26) О рассуждении. 27) О безмолвие. 28) О молитве. 29) О земной небе. 30) О вере, надежде и любви ".

Итак, как было, два Йована были приглашены господином Николич для строительства (причем синхронного!) двух сооружений: церкви и дома для Атилии: "...- Все должно быть готово одновременно, ... храм без дворца ничего не стоит, да и дворец ничего не стоит без храма.Оба сооружения должны быть завершены в срок. А сроком является венчание ... Атилия уже имеет жениха ". Дело улажено, мастера должны показать заказчику чертежи будущих построек. И тут появилась интрига.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  

Другие статьи по теме:

- Цикл Финна
- Уильям Шекспир Ромео и Джульетта
- Родовой строй Ирландии
- Бегство в несерьезность?
- Истории в девяти книгах

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.