Литература эпохи Возрождения
 

Смотрите описание ингибированная пленка у нас на сайте.

ОСТРОВ "Дамаскина"


Не знаю, есть или не есть в рассказе "Дамаскин" отсечен палец и серебряный наперсток вместо отсутствующего пальца на руке жениха Атилии своеобразной рецепцией Павичем описанного сюжета, но в том, что серб о чуде с отрезанной и исцелений рукой Дамаскина хорошо знает, не сомневаюсь ни на мгновение. А мы же договорились не делать вид, что кошки нет, когда она сама прыгает нам в руки, не так ли?

Следовательно, именно Дамаскином православия значительной степени обязана тем, что весь мир сейчас может смотреть на славные иконы, любоваться прекрасными витражами или фресками с изображением святых. Ведь, скажем, Софии Киевской без ее прекрасных мозаик ("Богородица Оранта" и многие др.) и представить нельзя. Кстати, именно под эти мозаики стилизованная еще одна "визитка" современного Киева - станция метро "Золотые ворота". Но если бы в Византии времен Дамаскина победили иконоборцы и была введена строгий запрет на изображение живых существ, то мозаики Софии Киевской напоминали бы скорее орнаменты синагоги или мечети, ибо какой другой канон принесли бы с "безиконнои" Византии в Киевскую Русь Святые Кирилл и Мефодий?

Кстати, в западной культуре икона имеет гораздо меньше сакральное, священное значение, чем в православных странах, в частности в Украину. Там рисунки на библейскую тематику (особенно, начиная с эпохи Ренессанса) носят скорее светский, декоративный характер. Показательна, например, разница в изображении младенца-Христа у Леонардо да Винчи ("Мадонна Литта" / 1490-1491 /) и на уже упомянутой иконе Богородицы-Троеручница, да и на других православных иконах). В первом случае это изображение малыша с непропорционально большой головой (мимезис), во втором - это как уменьшенная копия пропорций взрослого человека (символ). И, пожалуй, эта разница обусловлена ​​не столько разницей во времени создания, сколько разницей в самом иконописный канон 43 .

Как по мне, специфика создания портретов персонажей в произведениях Павича заставляет вспомнить некоторые каноны православной живописи. Конечно, этот тезис не следует понимать буквально и банально: речь здесь идет вовсе не о религиозный канон, а о, так сказать, общий подход к работе, стилистику, манеру письма. В портретах Павича тоже обычно нет "одурманивающих реалистичности и анатомической правильности фигур, ликов, рук", они скорее импрессионистической-Символистични (см. выше).

Дамаскин был еще и выдающимся ученым-теософом, именно его стараниями "православное вероучение было приведено к ... стройной системы ".А его ведома богословский труд "Источник знания" повлияла на будущие поколения не только православных, но и католических богословов (в частности на основателя доктрины католицизма Фому Аквинского 44 - Ю.К.). Для православной Церкви сочинение Иоанна Дамаскина до сих пор является основным источником основ христианского вероучения.Это система идей о Боге, сотворении мира и человека, определяет Его место в этом и в загробном мирах ". Более того, известный ученый-богослов, автор трудов по православной патристики Георгий Флоровский (1893-1979) вообще считает, что "влияние Дамаскина на Востоке в богослужебных поэзии был решающим, чувствуется он и на Западе".

Но нас прежде всего интересует литературное наследие Дамаскина, которого за "неисчерпаемость в нем благодати Святого Духа, текущей в словах его и в жизни" (Г. Флоровский) метафорически называли "златоструйним". В частности, он заключил пасхальный канон, могучий гимн "Воскресение Христово видивши", замечательные надгробные молитвы, совершенные тропари 45 т. Один из его совершенных тропарей перепел русский писатель А. К. Толстой в поэме "Дамаскин" (1858):

"Какая сладость в жизни сей

Земной печали непричастна?

Чье ожиданье не напрасно?

И где счастливый меж людей?

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  

Другие статьи по теме:

- Борьба за читателя и ее средства
- Эпическая поэма.
- Средневековые персидские сказания
- Скриптор вместо Автора
- Приведенные рассуждения наших мыслителей

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.