Литература эпохи Возрождения
 

ОСТРОВ "Дамаскина"


Именно тогда он и заложил основы знаменитой теории Священного образа, положившей начало канонизации иконописи. Вот основные положения его теории: 1) Изображать святых можно, но в символическом и алегорийному виде. 2) Можно и нужно изображать сцены из Священного писания, Жития Святых. 3) Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца (ср.: между "кошерных" иудаистов табуированное даже само имя, а не то что изображение Яхве). 4) Изображения святых необходимы - они украшают храмы, заменяют книги неграмотным, постоянно напоминают о подвигах во имя веры. Однако икона - не картина, а священный образ, и, поклоняясь иконе, мы поклоняемся тому, что на ней изображено ("прототипу"), а не мастерству художника или великолепии, ценности материала, из которого она сделана 37 , затем иконы должны быть анонимными . 5) Иконы чудотворные, так как несут в себе часть божественной силы того, кто на них изображен. Последний тезис он иллюстрировал чрезвычайно ярким примером из собственной жизни, который эскизно привожу здесь.

Конечно же, появление трех упомянутых Слов в защиту иконопочитателей, написанных Дамаскином, была сразу замечена иконоборцами, скоро о ней узнал и весьма разозлился сам император Византии Лев Исавр. Если бы Дамаскин был его подчиненным, расправа была бы неизбежной и беспощадной, ведь иконоборцы устроили в Византии настоящий террор и многих своих идеологических оппонентов уничтожили физически. Поэтому нетрудно догадаться, какая судьба бы ждала Иоанна Дамаскина, который был не простым иконопочитателей, а их предводителем.

Следует попутно отметить, что за преследования иконоборцами значительная часть образованных византийцев вынуждена была эмигрировать из Византии туда, где прессинг был слабее. Они вывезли с собой много ценных икон и других предметов клерикального и светского обихода, имевшие большую духовную и материальную ценность. Впоследствии значительная часть этих эмигрантов попала под юрисдикцию католического Рима, значительно обогатив казну западной церкви и культуры 38 . "Эпоха иконоборчества оставила глубокий след в художественной жизни того времени. Немало замечательных памятников искусства, мозаик, фресок, статуй, миниатюр были разрушены ... Пышно украшенные стены старинных храмов были покрыты штукатуркой или новыми орнаментами " 39 .

С одной стороны, многие из иконоборцев действительно верил в богоугодность своих действий, ведь, скажем, для христиан с окраин огромной Византии (прежде армян, которые в большом количестве переселились во Фракию и составляли значительную часть византийского войска) иконопочитания действительно было каким-то чужим, похожим на язычество. Но, с другой стороны, это движение имело и чисто материальные стимулы: земли и богатства опальных священников, государственных чиновников и монастырей иконоборцы забирали себе: "До последней четверти 8 ст. основные задачи иконоборчества были решены: материальное положение оппозиционного духовенства было подорвано, его сокровища и часть земель конфискованы, иконы и мощи, которые служили объектом поклонения, сопровождавшееся богатыми дарами верующих, уничтожены, многие монастыри закрыты, а главное - разгромлены крупные центры сепаратизма .Решена была одновременно и вторая задача иконоборцев - фемная 40 знать была полностью подчинена престолу " 41 .

Но вернемся к истории с Дамаскином: Иоанн Мансур (что значит 'победный'; именно таким было его унаследованное имя) получил прозвище "Дамаскин", потому что родился и долго жил в Дамаске, столице Сирии, которая тогда уже была мусульманской, не зависимой от христианской Византии государством, т.н. халифатом Омейядов (661-750). Итак, подчиненного, да еще и авторитетного министра двора Дамаске халифа император соседней страны наказать, конечно же, не мог. Поэтому он прибег к клевете: до халифа якобы "случайно" попало письмо, содержание которого "точно" свидетельствовал "факт" предательства христианином Иоанном Мансуром государственных интересов мусульманской Сирии в пользу христианской Византии: от имени "предателя" было составлено письмо, в котором он призвал Льва Исавра захватить Дамаск да еще и предлагал ему в этом свою помощь. Халиф был поражен не только "фактом" государственной измены своего любимого министра, но и "предательством" его личного доверия к Иоанну, который, к тому же, был сыном Сергея Мансура, главного логофета (распорядителя казны и сборщика налогов) халифата Омейядов. Приказ халифа отрубить Дамаскином кисть правой (любимый мусульманский воспитательное мероприятие) и вывесить обрубок на центральной площади столицы был выполнен незамедлительно. А дальше, как свидетельствует житие, события приняли мистического характера: "Вечером по просьбе святого Иоанна халиф повелел вернуть ему отсеченную руку.Приложив ее к суставу, преподобный стал молиться перед иконой Пресвятой Богородицы и просить исцеления. Обессиленный, он задремал на молитве и увидел Божию Матерь. Пречистая сказала, что рука его здорова, и повелела тщательно трудиться ею во славу Божию. Проснувшись, святой Иоанн ощупал свою руку и увидел ее исцелений. В память об этом необычайно чудо преподобный Иоанн носил на голове плат, которым была окутана его отсечена рука, и всю дальнейшую жизнь с благодарностью и любовью воспевал в своих произведениях Пречистую Богородицу ". Именно тогда и появилась новая, сейчас уже канонизирована икона Богородицы - Божья мать Троеручница: это Дамаскин в знак своей вечной благодарности за чудесное исцеление прикрепил к серебряному окладу чудотворной иконы руку, вылитую из чистого серебра 42 . Сейчас эта икона находится в монастыре Хилардари (Греция, Афон), а нарисовал ее, якобы, сам евангелист Лука, который видел Богородицу собственными глазами.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  

Другие статьи по теме:

- Записи саг
- Виртуозы виртуальности
- Ситуация с постмодернизмом.
- Венера и Адонис
- Мифология и верования ирландцев

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.