Литература эпохи Возрождения
 

Нравственный идеал отечественных гуманистов

Нравственный идеал отечественных гуманистов, как и западноевропейских, не отрицал наличия традиционно христианских доброчинств, и в то же время акцентировал внимание на ценностях, которые были на почетном месте в эпоху Возрождения и воплощались в образе энергичного, деятельного человека, которая достигает успеха, богатства и уважения граждан. Весьма ценилось при этом творческое начало в человеке, его практицизм, активная деятельность, пошановувалася физический труд. Новая гуманистическая культура противостояла нормам церковной морали, проповедовавшей идеи общественной пассивности, монашеского аскетизма. Поэтому одной из наиболее общих особенностей мировоззрения эпохи Ренессанса было отрицание аскетизма, который означал сдерживания жизненных устремлений и отказ от материальных благ. Не средневековый аскетизм с его вколачиванием плоти ради загробной жизни, а стремление к самосохранению считали гуманисты предпосылкой человеческой деятельности и критерием моральной оценки (399, с. 44). К жизненному успеху ведут активное противоборство, крепость духа, мужество, а не пассивная покорность человека перед жизненными неурядицами. Благодаря усилиям, активной деятельности человек может побороть даже судьбу.

Идеал деятельного творческой жизни был присущ духовной культуре Украины издавна, а позже был положен в основу гуманизма Возрождения. Среди активных пропагандистов упомянутых идеалов назовем прежде всего тому же С. Ореховской, который, обращаясь к польского короля, призвал его быть сильным, мужественным, жить среди трудностей и опасностей, которые являются лучшими учителями юности" (270, с. 24 - 25). Он советует королю завоевывать авторитет деятельностью, приобретенным опытом, отвагой, убеждает короля, что мерзнуть, голодать, испытывать жажду достойно храброго мужа, самого могущественного короля или полководца. За активную деятельность человека выступал также X. Євлевич, остро критикуя "недоріків", которые думают, что все придет к ним само по себе, а потому, видите ли, можно ничего не делать, ожидая манны с неба. Позицию пассивного наблюдателя отвергал и Ю. Рогатинець, потому что она, по его мнению, является позицией крайнего эгоизма и польза от нее сомнительная (794, с. 82). Другой украинский гуманист, автор исторической поэмы "Днепровские камени" Иван Домбровский, как мы уже отмечали, не раз подчеркивал, что фортуна непостоянна и вероломная, а потому активной деятельностью человек должен и может избежать ее предписания (220).

В эпоху Возрождения изменились взгляды на физический труд, к ней обнаружено более уважительное отношение. Такое понимание физического труда было присуще, в частности, С. Оріховському, который отводил ей почетное место в деле нравственного совершенствования и советовал удерживать молодежь от роскоши, приучать ее к труду и трудностей (269, с. 29).

Гуманисты негативно оценивали проявления безделья, распущенности, роскоши, расточительности, зато выдвигали на первый план такие добродетели, как практицизм, бережливость, трудолюбие, рассудительность. Для выполнения практических, морально-воспитательных задач они использовали также античную наследство. Однако к обогащению и корыстолюбия гуманисты относились неоднозначно. Оправдано с моральной точки зрения они считали только материальный достаток, созданный трудом собственных рук и разума (К. Транквіліон-Ставровецкий, С. Ореховский). "Всякий убо чоловЂк умный должен есть... уважить каждую рЂч пожитечную", - утверждал первый (794, с. 91). Что же до Ореховской, то, в целом одобряя активную деятельность человека и ее стремление к зажиточности, он в то же время критиковал крайности: дерзость и чрезмерное стяжательство. И даже вслед за Платоном считал редким и почти невозможным явлением сочетание большого богатства с самыми высокими человеческими добродетелями (273, с. 84 связи.). К такому выводу он склонился во время пребывания в Риме, где видел, как "жажда денег уже много лет приносит все несчастья...", когда при этом "устраняют соперника отравлением и тайными убийствами" (289, c. 172). Не отрицали права человека обеспечивать себе благосостояние также М. Смотрицкий и анонимный автор "Жалобы нищих". В то же время они критиковали крайнюю жадность пастырей, которые или "за помощью золота и серебра до храма Божьего ворвались", или "к богатому папе отбігли на пашу" (180, с. 82; 181, с. 265). К тому же под настоящим богатством понимались не только деньги, золото, серебро, но и благотворительности, мудрость: "Том же подобаєт смотріти родителем, не да как детей в сребрі и злате богатых сотворят, но даби в благовініи и любомудріи и стяжаніи добродітелі всех богатійши били" (115, с. 51). Отечественные гуманисты, как и западноевропейские, превозносили творческое начало в человеке, благодаря которому она может значительно вивищитися среди других и даже зажить бессмертие. Поэтому большое значение придавали интеллектуальной труда. Сознательные общественного значения своей деятельности были тогдашние поэты, художники, философы, проповедники, полемисты и др.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  

Другие статьи по теме:

- Система образования, его содержание и назначение.
- Украинская философская мысль xv - нач. xvii ст
- Институт современного образования
- Конец средневековья и начало новой эры. Данте
- Анализ художественных видов искусств Итальянского Ренессанса и Северного Возрождения

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.