Литература эпохи Возрождения
 

Нравственный идеал отечественных гуманистов


Одним из главных принципов морального воспитания, исповедуемых европейскими ренессансными гуманистами, был принцип духовно-культурной и религиозной толерантности, сторонников которого было много даже среди высоких духовных лиц католической церкви, включая некоторых римских пап. Ситуация начала кардинально меняться с началом деятельности ордена иезуитов (1540 г.), которые отличались исключительной религиозной нетерпимостью. Это им принадлежит печально известное высказывание: "Цель оправдывает средство". В частности, теолог кардинал Г. Белармін говорил, что еретиков не только можно, но и нужно убивать для их же блага, потому что чем дольше будут жить, тем более совершат грехов". В Польше иезуиты пришли 1565 года и постепенно распространили свою деятельность также на украинские земли, преимущественно путем создания школ и коллегий. Однако довольно долгое время особыми успехами они похвастаться не могли, потому что значительная часть украинского и польского общества до тех пор проявляла терпимость к чужим конфессий. Даже на Варшавской конференции 1573 года еще официально шляхте предоставлялась свободы вероисповедания. Да и после осуждения предыдущего акта Пьотрковським синодом 1577 года светские власти не очень обращали внимания на это. Так, например, известный польский полководец, который подавлял восстание Северина Наливайко, С. Жолкевский продолжал учреждать и щедро одаривать как костелы, так и православные церкви в своих имениях. Что же касается украинских гуманистов XV - нач. XVII ст., то они сами проявляли религиозную толерантность и осуждали действия той светской или духовной власти, что нарушала право христианина или целого народа на свободное исповедание своей веры, даже требовали у государства гарантий свободы совести (Хр. Філалет - 656, с. 194). За свободу вероисповедания, против разжигания вражды между народами на религиозной почве выступал С. Копыстенский, который, обращаясь к католического духовенства Польши, ставил ему в пример турецкую власть, что с большой толерантностью относилась к православного населения Стамбула. С восторгом мыслитель говорит о известного гуманиста С. Ореховской, который проповедовал идею веротерпимости, о чем речь пойдет чуть дальше. Свидетельством толерантности В. Загоровського могут быть слова из "Духовного завещания" детям, где он, сам православный, советует сыновьям идти на учебу в иезуитов, потому что там хорошо учат. Итак, на первом месте не религиозная принадлежность, а уровень образования и науки. Подобного мнения придерживался и автор "Похвалы мудрости", потому что использовал христианских и языческих античных авторов. В отличие от иезуитов, которые советовали убивать еретиков, украинские гуманисты убеждали противника "здоровым назиданием" (Г. Смотрицкий). Точно мы не можем говорить о религиозную толерантность С. Кленовича, автора большого латиноязычной поэмы "Роксолания". Но его отношения с иезуитами хорошо известны и позволяют говорить о его критическое отношение к деятельности этого ордена. Достаточно вспомнить хотя бы оценку его поэмы "Победа богов" (Victoria deorum"): "какой награды заслуживает эта книга? А никакой другой, как только креста и огня" (1141, с. 133). На отдельную разговор о проблемах религиозной толерантности заслуживает такая импозантная и неоднозначная фигура, как С. Ореховский. Почти всегда он стоял на позициях веротерпимости, но в конце жизни в корне изменил свои взгляды. Причиной этого, по нашему мнению, стало тяжелое душевное состояние, вызванный семейной трагедией: проклятие отца, смерть жены, детей и нежелание римского папы сказать законность его брака.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  

Другие статьи по теме:

- Особенности формирования этнополитической мысли в эпоху возрождения
- Христина Даниловна Алчевска
- Элементы и компоненты текста
- Основные признаки текста
- Украинская философская мысль xv - нач. xvii ст

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.