Литература эпохи Возрождения
 

Нравственный идеал отечественных гуманистов


Поскольку эпоха Возрождения породила понимание человека как ярко выраженной личности с присущим ей стихийным самоутвердженням, то и цель воспитательного процесса гуманисты видели в формировании такой личности с четко очерченными индивидуальными чертами. Они отмечали необходимость проявлять склонности своих учеников и соответственно их развивать. Человек Ренессанса должна была отличаться от других, стремилась быть заметной. К формированию таких черт характера ее побудило и авторское самовыражения ренессансных художников (их произведения не были безымянные, как в Середньовічі, а подписывались их авторами), и прославление известных деятелей за их подвиги и благотворительные поступки. К тому же критерием при определении нравственности человеческих поступков украинские гуманисты, подобно Г. Гроция и Ю. Ліпсія, считали ум. Так, Д.Наливайко в стихотворении "К тому, кто доброго сумнЂня" разум человека отождествляет с совестью: "СумнЂнье - чистец в чоловЂка" (794, с. 173). Так же рассуждал Г. Саноцький, который защиту прав ума связывал с попыткой независимости политики, науки, этики и воспитания от теологии.
Воспитанию в человеке стремления к нєординарності, к оригинального и творческого самовыражения в сочетании с глубоким моральным чувством большого внимания уделяли С. Ореховский, С. Кленович, Г. Саноцький, К. Транквіліон-Ставровецкий. Сами же они осознавали важность и значимость собственной деятельности. Высоко ценил свое литературное мастерство К. Транквіліон-Ставровецкий. Вера в то, что своим умом, волей и руководствуясь моральными принципами человек способен создать себя как неповторимую индивидуальность, характерная для С. Кленовича. А С. Ореховский подчеркивал важность познавательной деятельности индивида для создания условий для его самовыражения и самосовершенствования. Как и Е. Роттердамский, украинские мыслители утверждали, что человек может называться только тот, кто достиг доминирование нравственного начала и разума над аффектами и природными страстями.

Наряду с религиозным, украинские гуманисты осознавали важность также и светского воспитания и образования. Это проявлялось в призывах к "пилнування чтения и науки" (М. Смотрицкий), в написании "заветов" детям с представлением "правил для ихь воспитания" (В. Загоровский), в заключении сборников моральных сентенций и написании сочинений типа "ЛЂкарство на оспалый умысел чоловЂчій..." (Дамиан Наливайко - 180, с. 76; 179, с. 167; 656, с. 139). Опять же С. Кленович и Г. Саноцький акцентируют внимание не столько на воспитании "доброго христианина", как на формировании достойного и благотворительного члена общества. Впрочем, наиболее последовательно среди украинских мыслителей того времени светское образование и воспитание отстаивал С. Ореховский, особенно настаивая на полезности философии: "Ни святого, ни справедливого или добропорядочного там не может быть, где философия не в уважении. Это она из крестьян делает горожан, из диких - кротких, из варваров - ученых, люди, наконец, - настоящих богов" (273, с. 76). Совершенствование ума и упражнения в благотворительности, по мнению мыслителя, это два направления воспитания молодого поколения. Ореховский хвалит известного польского полководца за то, что на образование и воспитание "денег не жалел, лишь бы сына достойного по себе оставить" (301, 266). Так же и К. Сакович хвалит гетмана П. Сагайдачного за то, что разделил свое имение на нужды госпиталя, школы и "дар денег довольно сказал" на братство в Киеве (183, c. 176).

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  

Другие статьи по теме:

- Почему именно Италия стала родиной этой культуры? Каковы же предпосылки ее возникновения?
- Школа и педагогическая мысль в Европе в эпоху Возрождения и Реформации
- Эпоха средневековья.
- Логика эпохи Возрождения
- Основные условия реализации функций образования.

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.