Литература эпохи Возрождения
 

Нравственный идеал отечественных гуманистов


Пропагандируя личные добродетели человека, гуманисты в то же время остро критиковали моральные недостатки отдельных представителей тогдашнего общества: безделье, распущенность, развратность и т.д. Среди украинских и украинско-польских гуманистов это делали С.Оріховський, С. Кленович, Г. Смотрицкий, Г. Стрийковский, П. Кросненьский, анонимный автор "Жалобы нищих". Рассуждая о соотношении "доброго" и "злого" первенів в человеческом характере, они приходили к выводу, что зло присуще человеку не по природе, а является следствием неправильного воспитания. Добродетель и благородство в человеке притлумлюють невежество и глупость, распространенные предрассудки, и даже, плохие законы, которые разрушают моральное сознание. Одной из самых больших причин зла в то время, например, для Ореховской был закон католической церкви о целибате. Ореховский утверждал, что он стал причиной распространения большой распущенности и алчности католического духовенства, а не сторожем застенчивости и добропорядочности, а потому его избегают все, словно чумы. Считая этот закон аморальным, поскольку безбрачие вела к разврату, мыслитель приравнивал жизни католического духовенства до Содома и Гоморры, от которых его спасла жена. Ведь именно благодаря женитьбе он "освободился от неумеренного и позорного грязи римских развратников и стал вести добродетельную жизнь" (289, с. 161). Закон о целибате, по мнению Ореховской, привел к тому, что "мужчины с мужчинами позор оказывают; все приходы, пребенди и канонії переполнены развратниками, блудниками, а также байстрюками. Короче говоря, у нас есть почти столько домов разврата, сколько среди нас помещений священников" (289, с. 162). Поэтому С. Ореховский готов жить даже "вне сарматами, у Ледовитого океана женатым и здоровым, чем погибать блудником даже под защитой самого Юпитера [папы - В.Л.]" (289, с. 180). Другим средоточием зла и морального упадка в обществе Ореховский считает королевское окружение, советников, которых называет не иначе как нашіптувачами, сплетниками, подхалимами и параситами. О том, что причиной всякого зла в обществе является плохое воспитание, а не "вітцівські обычаи или материнское молоко", говорил также М. Смотрицкий, который критиковал "потьмарений сумерками ум" пастырей церкви, их невежество за то, что обратились к бесстыдства, разврата и лакомства. Тех, что "отбігають ед добронравию", завистников критиковали упоминавшийся анонимный автор и М. Стрийковский. "Не родниться с блудом и сопротивляться той болезни... пока душа еще, словно луч, чистая" призвал молодежь П.Кросненський (181, с. 55, 265; 183, с. 87).
Для обнародования своих взглядов на воспитание, а также для критической оценки морального состояния тогдашнего общества украинские гуманисты, как и их западноевропейские коллеги, использовали различные формы и средства: публичные речи, проповеди, письма, послания, наставление, памфлеты, эпиграммы, посвящения, панегирики и т.д. Свои мысли они выражали как в прозе, так и в поэзии. Среди прозаических произведений охотнее всего пользовались диалогом, различными видами речей и напученнями, а из-среди поэтических жанров - панегирики, эпиграммами и т.д. Диалог и увещевания чаще всего использовал С. Ореховский. Первый наиболее адекватно отвечал так называемой діалогічності гуманистического мышления (361, с. 178), а наставление давало возможность на примерах из опыта известных вельмож воспитывать "своего" (в данном случае польского короля) , ибо "от природы ни один король не является злым, а все его недостатки - от неправильного воспитания" (269, с. 87). Однако едва ли не самой любимой формой нравственного воспитания были речи, которые складывались в соответствии с риторическим искусством. Ведь произведение с образцами или примерами ораторского искусства был, собственно, пособием по риторике, которая учила не только красоты и совершенства стиля, но и способам выражения философских, этических и политико-правовых идей.

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  

Другие статьи по теме:

- Проблема движения ренесанса
- Мировоззренческие основы Ренессанса.
- Молодежь вступает в жизнь
- Школа и педагогическая мысль в Европе в эпоху Возрождения и Реформации
- Искусство эпохи Возрождения

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.