Литература эпохи Возрождения
 

Нравственный идеал отечественных гуманистов


Кроме С. Ореховской добродетели, мудрости придавали большое значение в воспитании человека С. Кленович, С. Почаський, Г. Саноцький, Г. Стрийковский, анонимный автор "Похвалы мудрости", К.Транквіліон-Ставровецкий. Они утверждали, что дела нравственности принадлежат не только в религии, но и к разуму, что суть морального совершенства состоит не в отрицании желаний, не в сковуванні их религиозными предписаниями, а в ошляхетненні умом (С. Кленович), ибо "И сокровище, и клейноды могут украсть, а ремесла, науки и добропорядочности - нет" (Г. Стрийковский - 184, II, с. 87). Поэтому снова видим то же сочетание, что и в Ореховской, науки, добродетели и мудрости, которые "пользу и душевную и телесную приносят" (Аноним). В частности, в мудрости, по мнению Транквилиона, богатство находится "в правой руке, а слава, честь и держава - в левую" (115, с. 248, 262).

Кроме упомянутых добродетелей, уважались украинскими гуманистами и другие, но не так часто и не в такой степени. В частности, добродетели благотворительности отдавали должное: Ореховский (побуджував к ней короля), С. Копыстенский (восхвалял князя Василия-Константина Острожского не только за то, что он словом, силой и делом преславный, но и за его благодеяния) и И. Домбровский, который призвал архиепископа Киевского Богдана Радошовського-Бокшу к благотворительности, к забота "словами святыми и делами" о своей пастве, о ее благосостоянии, независимо от сословной и религиозной принадлежности. К моральных добродетелей, которые считалось нужным воспитывать, зачислялись также рассудительность, благородство, справедливость, любовь к родине. Это встречаем в С. Ореховской, Г. Смотрицкого, С. Кленовича. В частности, преданность дома Острожских делу обороны древнего отечественного "набоженства" восхвалял М. Смотрицкий. А анонимный автор "Совітованія" проводит мысль о необходимости единства и сплоченности всего народа в условиях жестокой борьбы за национальное освобождение (115, с. 334). Подобные призывы к патриотизму воспитывали у молодежи чувства достоинства, самоуважения и, в конце концов, способствовали росту национального самосознания. Наконец, не можем не упомянуть, что к добродетелей С. Почаський причислял также знание арифметики:

На земных возвышенностях есть место горское...

На верху том прекрасная пальма растет,

А на пальме Добродетель гнездо свое имеет.

(183. с. 230)

Здесь очевидное влияние Аристотеля, который писал, что добродетели приобретаются и через три философии теоретические: математику, физику, теологию.

Гуманисты были убеждены, что природные изъяны можно исправить воспитанием, а природные добродетели - то только потенции, которые следует реализовать и развить. Воспитание, таким образом, наряду с природой, становилось важным фактором, формирующим личность, развивает врожденные задатки или же частично исправляет их. Гуманисты предпочитали благородства за интеллектом над аристократическим происхождением. Человека ценили прежде всего за ее личные заслуги, а не за титулы. В Украине эти гуманистические принципы отстаивал или последовательно С. Ореховский, который писал, что добродетель и доблесть не остаются в наследство от родителей, как имя и имение, а приобретаются. Он критиковал тех, которые, гордясь своим происхождением, не знают, по сути, что такое благородство, а в обращении к королю советовал ему окружать себя советников не по титулу, а по их способностям и практическими делами. С. Ореховский стоял на позиции равенства всех сословий общества перед Богом и законом и считал, что ни один из них не имеет умственных преимуществ перед другими. А потому, делал вывод мыслитель, не заслуживают на высшую ступень в общественной иерархии те, "которые находятся там только благодаря своему происхождению" (1001, с. 64). Ум С. Ореховский считал активным, творческим началом, благодаря которому происходит развитие человека и общества. Имея в себе "искорку" ума, люди имеют его постоянно подпитывать наукой и работой над собой. Таким образом, ум их становится богаче знаниями и приобретает большего опыта, что лучше всего способствует реалізуванню моральных принципов. Сила разума человека, укреплена образованием и добропорядочностью, по мнению мыслителя, позволяет ей вступить действительно высоких человеческих качеств и избавиться от "животной грубости". Ореховский акцентирует внимание на воспитании молодого поколения в добропорядочности. Об этом, по его мнению, должны заботиться прежде всего родители, которые обязаны передать потомкам почитаемые ими моральные ценности (1001, с. 62).

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  

Другие статьи по теме:

- Связи украинских гуманистов с западноевропейскими
- Эпоха средневековья охватывает период v - начало xvi в.
- Эпоха Возрождения в Западной Европе
- Великие географические открытия эпохи Возрождения
- Формирование и мировоззренческие основы культуры Ренессанса

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.