Литература эпохи Возрождения
 

Нравственный идеал отечественных гуманистов


Украинские гуманисты XV - нач. XVII в. поціновували такие человеческие качества, как личная добродетель, доблесть, отвага, мужество, героизм, благородство, мудрость, справедливость, честность, трезвость, благотворительность, патриотизм, братство, человеколюбие, и пытались воспитывать их в своих учеников. Моральным идеалом для многих отечественных гуманистов (например С. Ореховской, С. Кленовича) была стоическая концепция совершенного человека, которая провозглашала главными человеческими добродетелями устойчивость, рассудительность, воздержание, справедливость. Считалось, что моральные добродетели могут быть привиты в детстве. Расширение умственного горизонта и воспитания добропорядочности, по их мнению, должно начинаться под руководством философии уже с первых лет жизни человека. Уже тогда следует начинать работу над воспитанием молодого поколения, потому что от заложенных в детские годы моральных принципов зависит будущий характер лица (1001, с. 52). Задача же наставника подразумевалось не во внешнем навязывании определенных моральных предписаний, а в пробуждении в учениках внутреннего стремления к обретению надлежащих добродетелей. Эта мысль была вполне созвучна взглядам на проблему воспитания Е. Ротердамского
Большое значение придавали украинские гуманисты воспитанию у молодого поколения таких качеств, как добродетель и доблесть, в латино-язычных текстах - "виртус". Особенно подчеркивает важность воспитания такой черты характера в людях С. Ореховский. В частности, в своем "Наставлении" он убеждает короля, что добродетель соединит его с подчиненными и сделает любимцем всех" несмотря на его молодой возраст (270, с. 25, 94); наставляет, чтобы тот к своей свите подбирал всегда добропорядочных мужей и ученых, таких, которые заслуживают доверия, независимо от того, свой это или чужой. Только добродетель, по мнению мыслителя, может сделать человека счастливым. Эту же добродетель восхваляет Ореховский и в послании к римского папы, где жалуется, что его наказывают именно за "излишнюю" добродетель, которой он не зрічеться, даже если по приказу римского понтифика придется покинуть любимую отчизну (289, c. 180). Образцом добропорядочности был для Ореховской отец молодого короля Сигизмунда, который своим сыновьям с детства прививал такие добродетели, как добродетель, смирение, целомудрие, и полководец Ян Тарновский, что благодаря большой доблести "всех наших полководцев превзошел, а с давними чужинськими - Спіціонами, Мариями и другими - сравнялся" (273, с. 87). Наставляя сына покойного короля, Ореховский ставит ему по образцу античных исторических и мітологічних персонажей. Вот один из характерных примеров: " ...в давние времена Геракл, что рассуждал в молодости, каким бы путем ему по миру пойти, увидел в пуще двух пань: одну - роскошь, вторую - доблесть. Роскошь обещала ему девушек, беседы, ласки, машкари, собак, кошек; а вторая, то есть Доблесть, обещала строгое жизни, неприятности, опасности, труд и войны. Поэтому Геракл, который понял, что в Роскоши упадок, направился за Доблестью, позади которой здесь-таки стояла слава и вечное блаженство" (300, с. 213). Для того, чтобы познать суть добродетелей и от них большую пользу, он советует поездить по миру и познакомиться с обычаями других народов. Кроме С. Ореховской, видное место в нравственном воспитании человека отводили добропорядочности и доблести также такие украинские гуманисты, как Ю. Дрогобыч, С. Пекалід, Г. Смотрицкий, И. Домбровский, Г. Стрийковский. В Частности, Ю. Дрогобыч считал, что благодаря добродетели человек может не только приблизиться к Богу, но и уподобиться ему. Об этом читаем в стихи-посвящении римскому папе:

Ты достиг благодаря своей звезде самой невинности, -

По той причине все имеют Бога за тебя.

(181, с. 39)

Другие мыслители, прославляя известных украинских государственных и политических деятелей - акцентировали внимание прежде всего на таких положительных чертах их характера, как добродетель и доблесть: С.Пекалід хвалит за эти добродетели князя К. Острожского, Г. Смотрицкий - предков князя Д. Вишневецкого, И. Домбровский - князя Святослава, "хоть тот и языческой веры", Г. Смотрицкий, не конкретизируя адресата, замечает, что он добропорядочности "дал Благодарение конечно", потому что она и по смерти в славе живет (184). Эти качества, по мнению украинских гуманистов, является не только даром природы, но и следствием воспитания, самосовершенствования, работы человека над собой на протяжении всей жизни. Идею необходимости такого морального роста выразил в своем стихе Павел Кросненьский:

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  

Другие статьи по теме:

- Развитие литературы в xv-первой половине xvi в.
- Украинская философская мысль xv - нач. xvii ст
- Использованы средства связи предложений в текстах
- Логика эпохи Возрождения
- Литература раннего Возрождения. Петрарка. Боккаччо.

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.