Литература эпохи Возрождения
 

Нравственный идеал отечественных гуманистов


Значительное влияние на формирование идей нравственного воспитания имел Е. Роттердамский. Кляня итальянских гуманистов за то, что они "античность любили больше христианство", он считал последнее выше, по сравнению с античным этапом этического развития. А потому, по мнению голландского мыслителя, нужно совместить идеалы античности с христианскими. Использование в процессе нравственного воспитания античной духовного наследия рядом с христианской характерно также для таких отечественных гуманистов, как К. Сакович, П. Беринда, Г. Смотрицкий, X. Євлевич, С. Ореховский. Их произведения изобилуют античными именами, названиями, понятиями, образами, символами, которые служат воспитанию в человеке гуманистических принципов морали и добродетели. Чаще всего цитировали отечественные гуманисты таких античных авторов, как Аристотель, Платон, Гомер, Вергилий, Демостен, Цицерон, Плутарх. Той же цели служило также использование имен и образов античных героев и выдающихся исторических личностей, например Ахилле, Гектора, Аякса, Нестора, Курція, Помпея, Перикла, Темістокла и других. Поэтому, стремясь воспитать свободную, деятельное, политически активную, мужественную, любознательное человека, украинские гуманисты, как и их западноевропейские единомышленники, творили оригинальный синтез античных и христианских моральных норм. Педагогические установки Платона и Аристотеля, Ціцерона и Демостена они сочетали с моральными предписаниями Священного Писания. Такой синтез отстаивает С. Ореховский, когда он в воспитании человека выделяет два главных момента: знание Священного Писания и античных авторов. Суголосну ему мнение высказывает анонимный автор "Похвалы мудрости", который свои рассуждения о полезности сочетание в воспитательном процессе библейской и античной мудрости подкрепляет цитатой из Ціцерона, согласно которой "науки воспитывают молодых, старых столу, в счастливые дни бывают убранством, а в несчастливые - утешением..." (115, с. 262).

Подытоживая сказанное о человеческий ум, образование и нравственное воспитание, можем констатировать, что украинские гуманисты сделали свой весомый вклад в ренесансно-гуманистическое разработку этой проблематики. Высокая оценка "внутреннего" духовного ума, традиционно направленного на самопознание и богопознания, дополняется обоснованием важности так называемого "внешнего" ума, а следовательно, и утверждением ценности светского образования и знания. Человеческий разум интерпретируется как неограниченный или почти неограниченный в своей творческой мощи. Согласно этому раскрытию его творческих потенций способствует образование, которое, по мнению украинских гуманистов, должна обеспечивать усвоение лучших достижений человеческого духа, начиная от античности. Изучению последней предоставляется особого веса. Цель образовательного и воспитательного процесса гуманисты видят в формировании высокообразованной, творческой, добропорядочного человека - яркой личности, способной оставить по себе память потомкам.
1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  

Другие статьи по теме:

- Формирование и развитие философской мысли в Украине
- Институт современного образования
- Эпоха средневековья охватывает период v - начало xvi в.
- Литература раннего Возрождения. Петрарка. Боккаччо.
- Связи украинских гуманистов с западноевропейскими

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.