Литература эпохи Возрождения
 

Миколай Рей из Нагловиць.

В творчестве М. Рея (1505-1569) особенно ярко проявилась национальная специфика ренессансной литературы в Польше. Родился он в семье малоземельного шляхтича, учился во Львове и Кракове, но науку не завершил и вернулся домой. Служил секретарем великого феодала, сандомирского воеводы Анджея Тенчинського; чей двор стал своеобразным культурным центром. Здесь проходили концерты, театральные представления, [405] литературные соревнования, на которых поэты читали свои стихи. Активное участие в выступлениях принимал и Миколай Рей. Именно здесь он познакомился с идеалами гуманизма. Жизнерадостном по своему характеру, М. Рэю не могли не импонировать идеи, направленные против церковной схоластики. Он жадно читал произведения античных авторов, которые позже перевел на польском языке.

После смерти отца М. Рэй оставил службу и жил в своих имениях, однако связей с магнатскими дворами не порывал, участвовал в общественной жизни. М. Рэй был сторонникам реформационного движения, ярко отразилось в его произведениях: в них он выступает как бескомпромиссный противник католической церкви.

Свои произведения М. Рэй писал исключительно на польском языке. «Пусть всем другим народам будет известно, что поляки не гуси и свой язык имеют», - провозглашал он. Польская литература эпохи Возрождения обязана М. Рэю не только новыми литературными жанрами, но и развитием литературного языка, демократизацией литературного процесса в целом. В творчестве писателя проявляется его интерес к сюжетам и форм современной ему европейской литературы, что свидетельствует о хорошей осведомленности с ней. Вместе с тем польский писатель выступает как самобытный, оригинальный и глубоко национальный автор, чье творчество дало толчок бурному развитию польской литературы XVI века, укрепила и обогатила польскую литературную речь.

Важное место в творчестве М. Рея занимает «Краткая беседа между тремя лицами: Паном, Войтом и плебаний» (1543)-сатирический, стихотворный (более двух тысяч строф) диалог, в котором в полный голос звучит критика существующего общественного строя, особенно церковников и больших господ, которых автор обвиняет в полезности, безразличия к интересам государства. Писатель устами одного из героев разоблачает взяточничество, продажность судей и чиновников, лесть и алчность церковников, тщеславие и невежество шляхты. В этом произведении впервые в польской литературе прозвучали сочувственные слова о положении крестьян, которых жестоко эксплуатировали и господин, и староста, и плебаний.

Сатирические ноты свойственные многим произведениям М. Рея. Проявились они и в произведении «Купец, или образ и подобие последнего суда божьего» (1549), ставший одной из первых попыток польской драматургии. Остросатирической и слабое острие драмы направлено в первую очередь против догматов католической церкви. Сюжет «Купца» заимствован, но автор вложил в него столько новых элементов, наполнил содержание такой ярко выраженной польской проблематикой, что произведение воспринимается как оригинальная достопримечательность польской литературы эпохи Возрождения.

1  2  3  

Другие статьи по теме:

- Кружок Маргариты Наваррской
- Даниель Адам из Велеславина
- Вавржинця с Бржезове (1370-1436)
- Рабле
- Этнополитические взгляды Н.макиавелли

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.