Литература эпохи Возрождения
 

Мифология и верования ирландцев

Религиозные и магические верования занимали очень важное место в жизни древних ирландцев. Наряду с обширным пантеоном божеств, образовавшийся из многих наслоений, существовала очень развитая вера в различных духов, населявших всю природу. Всю жизнь кельты представляли как пронизано сверхъестественными силами и волшебством.

После принятия христианства, эти верования и мифология не были полностью искоренены. Ведь ирландское духовенство было местного происхождения, и церковь сохраняла независимость от Рима, не присылал сюда своих ставленников на высокие должности и для проведения соответствующей политики. Поэтому духовенство было здесь связано с местным населением, среди которого еще долгое время после христианизации хранилось двоеверие. Удар претерпело только племя высших богов - Туатха де Данаан (Tuatha dé Danann). Они были превращены в полубогов - сидел (sidhe) - одних из самых очаровательных созданий ирландского фольклора и мифологии.

Представление об их местонахождении раздваивается. Они проживают то на волшебном острове или островах далеко за морем, то глубоко под землей, в волшебных холмах. Они прекрасны собой, вичномолоди и, хотя преобладают людей мудростью и силой, похожие на них во всем остальном. Они обладают сокровищами, проводят время в пирах, любви и веселье, но иногда ведут войны с другими духами. Они бессмертны, но могут погибать в бою (ср. с эльфами Дж.Толкина). Они также могут изменять свою внешность, или становиться совсем невидимыми. Они часто вмешиваются в жизнь людей, заманивают их в свои холмы, там смеются над ними, но в конце, как правило, отпускают с богатыми дарами и мудрыми советами. Многие саг посвящен любовным связи сидов с людьми. Иногда они обращаются за помощью к людям ("Болезнь Кухулина" - " Serglige Con Culainn "). Мстительными и жестокими они становятся лишь тогда, когда люди сами сделают им зло ("Смерть Муйрхертаха" - " Aided Muirchertaig Meic Erca "). Из этих созданий и возник образ средневековых фей. разница только в том, что сиды бывают обоего пола.

Наряду с сидами в ирландском эпосе сохранились упоминания и о богах старшего поколения. В частности, о Луга - бога всех ремесел, отца Кухулина, ОГМе - бога мудрости, красноречия и письменности (от его имени произошло слово "огам" - название дохристианского рунического алфавита ирландцев), Мананнан и Лер - божества моря, все божества войны женского пола ( Морриган, например) и т.д. Кроме этих светлых божеств в сагах присутствуют и темные - это фоморы, проживающих где-то в темных владениях на севере за морем.

Упоминаются в сагах и основные кельтские праздники и связанная с ними обрядность. Этот праздник Самайн, 1 ноября, что знаменовало приход зимы, сопровождалось когда жестокими обрядами и человеческими жертвоприношениями. Праздник Бельтене, 1 мая, упоминается реже, оно знаменовало приход лета.

Наиболее широко представлена ​​в сагах вера в духов, которых огромное количество: "козлоподибних", "блидноликих", призраков, волшебных существ, одноруких, одноногих и одноглазых, ужасных старых колдуний и девушек-птиц. Упоминается множество волшебных предсказаний, преобразований, знаков. Главную роль в магической практике древней Ирландии играли заклинания, как чарующие так и защитные. Также сюда относятся так называемые "злые песни", содержащие угрозу наслать разные болезни или смерть при невыполнении какого требования. Интересно, что сила такой песни была совсем не в этих угрозах, а в ней самой, герои саг часто подчинялись требованиям которые все равно вели их к смерти. Уникальным видом ирландских поверий были гейс - своеобразные запреты, лежавшие на отдельных лицах. От табу других народов они отличаются тем, что имеют преимущественно персональный характер. Они бывают очень разные, как моральные (не отказывать в помощи ни одной женщине - гейс Кухулина) так и тотемические (не есть мясо собаки - тоже гейс Кухулина, чье имя означает "пес Кулана") и связанные с культом природных сил (не выходить из дома после захода солнца - гейс Конхобара)

Другие статьи по теме:

- Испания и Португалия
- Гиперрецептивнисть постмодернистской литературы
- Характерные черты поэтики произведений Павича
- Лукреция
- Кодировка

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.