Майн Рид

С первой страницы романа «Всадник без головы» читатель погружается в стихию дикой, нетронутой, своевольной, а следовательно романтической природы. Буквально еще две страницы - и он встречает людей, безудержного в своих чувствах и непокоренных в своей гордости, вполне соответствующих кулисами окружающей природы. В этом мире все абсолютное: любовь - это пожизненная, ненависть - то смертельная. Перед ним вырисовываются не характеры с глубинными движениями души, а фигуры, образцы, которые так хочется подражать в юности: блестящие всадники, блестящие охотники, блестящие стрелки, одновременно аристократы по манерам, стилем поведения, хотя вокруг дикие прерии, а в конце выясняется , что они благородные люди еще и по происхождению.
Читатель просто глотал роман и с чувством сожаления по наивной сказкой думает: так в жизни не бывает и вряд ли бывало когда-либо в прошлом. И все же настроение, магия этого произведения развеется еще не скоро. Его читают уже более ста лет многие языки мира все новые и новые поколения молодых людей и, наверное, будут читать в будущем. Почему?
Да потому, что романтика бессмертна и, пока человек способен мечтать, чувствовать, фантазировать, жить романтика и тоска по экзотике, рискованными приключениями, далекими и опасными путешествиями.
Именно в романтике кроется тайна более чем вековой популярности произведения английского писателя Томаса Майн Рида «Всадник без головы» (1866) и многочисленных других его романов, как: «Свободные стрелки» (1850), «Охотники за скальпами" (1851), «Белый вождь» (1855), «Квартеронка» (1856), «Оцеола, вождь семинолов» (1858), «Золотой браслет» (1875).
Конечно, романтика - вечное чувство и вечная мечта человека. Однако литературная романтика узаконилась, распространилась вместе с романтизмом - ведущим мироощущением и художественным направлением европейской культуры первой половины XIX века.
Когда Томас Майн Рид родился, а это произошло в Ирландии в 1818 году, живы были еще кумиры и создатели романтической эпохи: Джордж Гордон Байрон, Вальтер Скотт, Томас Мур. Эпоха романтизма [532] была в полном расцвете. Европейские и в частности английские писатели писали готические и исторические романы с увлекательными загадочными интригами и раскрывали мир человеческой души в прекрасных романтических поэмах. Романтизм первой трети XIX века породил сложную, философскую и очень часто пессимистическую литературу, проникнутой духом разочарования, ведь иа земле не воцарилось вожделенное царство разума и справедливости, а мечта, идеал не только не воплотились в действительности, а были безжалостно ею разбиты. Но в нем, конечно, была и романтика дальних морских путешествий, и героика благородных поступков титанических личностей. На базе романтизма позже, в середине и во второй половых прошлого века развился специфический тип литературы, в которой не стало осложненного и философской духа, а осталась только легкая, оптимистичная, жизнеутверждающая романтика, экзотика и героика путешествий, борьбы не с космическим, а с каким конкретным злом, внедренный в одной отталкивающие фигуры вроде Кассия Колхауна - той борьбы, где добро всегда побеждает.
Другие статьи по теме:
-
Джон Лили (1554-1606)-
Божественная комедия-
Франческо Петрарка (1304-1374)-
Филипп Сидней (1554-1586)-
Сервантес