Литература эпохи Возрождения
 

Львовское Успенское братство

Первую школу учредило львовское Успенское братство 1586 года. По ее образцу возникло немало братских школ в этнически разных тогда украинских городах: Перемышле (1592 г.), Замостье (1606 г.), Киеве (1615 г.), Луцке (1619 г.). Галиче, Городке (1599 г.), Рогатине (1589 г.), Стрые, Ярославе, Холме, Красноставі, Бересте (1591 г.), Стрятине, Виннице, Немирове, Каменце-Подольском, Межибожі, Владимире-Волынском, Дубне, Кремянце и др. Кроме того, в едином образовательном, социально-экономическом, политическом и религиозном пространстве действовали братские школы, основанные на землях Беларуси и Литвы, прежде всего в Свободные (1587 г.), Минске (1592 г.), Могилеве (1590 г.). Известны братские школы даже по селам. Эта традиция оказалась настолько живучей, что и в конце XVIII в. известный кошевой Войска Запорожского П. Калнышевский счет сечевого сокровища в каждом селе заводил школу (350, с. 200). Но важнейшими среди них были Львовская, Одесская и Луцка со своими отдельными уставами: львовский назывался "Порядок школьный", а луцкий - "Права школы греко-латино-славянской артикулы". Сначала языком преподавания там были церковно-славянская и греческий, но использовалась и тогдашняя украинский язык. Свидетельством этого может быть такой запись в школьном уставе: "...русским языком списана диалектику и реторику и иные философские письма, школе належачиє" (115, с. 45). Впоследствии братские школы, несмотря на ожесточенное сопротивление православных ортодоксов, многое переняли от иезуитских школ, в частности видное место в них также заняла латина. Программа обучения большинства братских школ отвечала тогдашним школам среднего уровня, где изучались "семь свободных искусств", что составляли так называемый "тривиум" (грамматика, риторика, диалектика (логика) и "квадривіум" (арифметика, геометрия, музыка, астрономия). В некоторых братских школах преподавались также элементы теологии (православной и католической). Братские школы были доступны для разных общественных слоев, а учеников отличали не по происхождению (как это преобладало в иезуитских школах), а за успехами в учебе: "Богатый над убогим в школЂ нЂчим вишшій не должны бить, толко самой наукой, плотию же равни все..." (115, с. 39). Большая заслуга братских школ в подъеме национального самосознания и развития украинской культуры, в издании учебников и словарей. Важной была разработка украинской терминологии, в том числе и философской. Первым за перевод и толкование книжной славянской лексики народном украинском языке взялся Л. Зизаний. До своего букваря под названием "Наука ку чтению и розуміню письма словенского" добавил "Лексис", который содержит более тысячи терминов. Это фактически первый словарь русского языка. Из братских школ выходили высокообразованные люди, проникнутые гуманистическими идеями. О широте духовных запросов воспитанников свидетельствуют их собственные библиотеки и библиотеки братств, которые состояли главным образом из светских книг древних и современных авторов. Античное наследие усваивалась на почве византийских и древнерусских традиций. А произведения средневековых и ренессансных западноевропейских авторов попадали в Украину непосредственно. Позже много чего по педагогике братских школ использовал большой чешский педагог Я.А.Коменський в своей "Великой дидактике" (452,1, с. 174 - 175). .

Поскольку Львовская братская школа, как уже отмечалось, стала образцом для других братских школ в Украине, рассмотрим более пристально принципы построения там учебного процесса и ее устав. Итак, основанная украинскими мещанами при Успенском братстве 1586 года, она была школой нового типа: "еже нигді же у нас сейчас обрітаються", школой, которая следовала отечественных культурных традиций и в то же время творчески усваивала лучшие достижения западноевропейской образования. Это была школа "семи свободных искусств" со своим собственным уставом ("Порядок школьный"), который свидетельствует о ее гуманистическую направленность и демократический всестановий характер, где наряду с традиционными греческими и церковно-славянском языках обучение велось и "русским" языком. Что же касается философии, то она в полном объеме, как отдельный предмет не выкладывалась (за исключением сокращенного курса логики), а определенную сумму философских знаний ученики приобретали, изучая другие дисциплины. Организатором школы был Стефан Зизаний. Кроме него, в круг Львовской братской школы (преподавали в ней или учились) входили такие выдающиеся украинские церковные и культурные деятели, как Л.Зизаній, И. Копинский, И. Борецкий, Г. Смотрицкий, К. Транквіліон-Ставровецкий, П. Беринда, С. Копыстенский, Г. Дорофієвич, С. Косов, И. Трофимович-Козловский. Спонсорами школы были преимущественно львовские мещане, но не только. Известно, например, о значительное денежное пожертвование Львовскому братству гетмана П. Конашевича-Сагайдачного, что засвидетельствовал К. Сакович:

1  2  3  4  5  6  7  8  9  

Другие статьи по теме:

- Лукаш с Нового Города
- СТАНИСЛАВ ОРЕХОВСКИЙ
- Розмисли о государстве
- Этнополитические взгляды Н.макиавелли
- ИВАН ДОМБРОВСКИЙ

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.