Литература эпохи Возрождения
 

Лукреция

«Лукреция» датируется примерно 1593 Эта поэма, как и «Венера и Адонис», написанная Шекспиром в то время, когда лондонские театры были закрыты в связи с эпидемией чумы. Напечатана «Лукреция» форматом Octavo 1594 p. по авторскому рукописью. Книгоиздателем поэмы стал Джон Харрисон. Обе поэмы посвящены графу Саутгемптону. «Лукреция» пользовалась меньшим успехом, чем «Венера и Адонис» и до середины XVII в. переиздавалась всего семь раз.

Древнеримская легенда о Лукрецию издавна привлекала внимание писателей. Одну из первых ее обработок видим в «фаст» Овидия. В написанной элегическим дистихом поэме рассказывается о происхождении отдельных римских обрядов и праздников. К числу известных эпизодов поэмы принадлежит сказание о Тарквиния и Лукрецию, связанное с одним из дней февраля. Сын Тарквиния Гордого Секст обесчестил целомудренную жену патриция Коллатина Лукрецию. Гордая римлянка, рассказав обо всем мужу, прохромила себя мечом. Возмущенные жестокостью этрусских царей римляне изгнали род Тарквиния. Так, согласно «Фаст», завершился древний период монархического правления в Риме. Сказание о Лукрецию содержится и в книге римского историка Тита Ливия.

Сюжет сохраняет свою популярность в эпоху Возрождения. К нему обращается Чосер в «Легендах о славных женщинах» (XIV век), Лидгейт в поэме «Падение монархов» (XV век). Прозаический вариант легенды есть в сборнике новелл В. Пейнтера «Дворец утех» (1567). На эту тему было написано немало английских баллад, датированных 1568-1576 г. История целомудренной жены Коллатина вдохновила и Шекспира, который в своей поэме полностью сохраняет фабулу легенды, рассказанной римским поэтом в Фастов.

В художественном плане «Лукреция» слабее предыдущей поэму Шекспира. ее структура обозначена фрагментарностью, стих довольно тяжелый, композиция лишена завершенности. «Лукреция» прежде философская поэма, отсюда и тезиснисть отдельных ее положений.

Поэма патетическая, лишенная живописной живописности «Венеры и Адониса». Гармоничная картина мира, полна света и жизни, в «Лукреции» исчезает. В цветовой гамме поэмы начинают преобладать унылые, мрачные тона. В ночной темноте - «Ночь, эта мать Страха и Ужаса» - разыгрывается сцена встречи Лукреции и Тарквиния. Разрушительные страсти героя словно вражеские дневному свету.

Образ Тарквиния в поэме разработан с несомненной психологической достоверностью. У Овидия страсть Тарквиния вспыхивает после встречи с Лукрецией. Шекспир лишает своего героя оправдание внезапностью чувства. О красоте и целомудрие Лукреции Тарквиний узнает из рассказа неосторожного Коллатина. К действию им движет, таким образом, даже не животная похоть, а зависть к другу. [773] своевольный и жестокий Тарквиний - предшественник многочисленных героев-индивидуалистов, созданных Шекспиром в последующих произведениях (Яго, Эдмунд и др.). Слова Тарквиния - «Любовь и Счастье - вы боги для меня» - даже схожи с репликой Эдмунда: «Природа, ты моя богиня». Тарквиний - своеобразный философ зла.

1  2  

Другие статьи по теме:

- Кельты
- Венера и Адонис
- Бегство в несерьезность?
- Обычаи и быт ирландцев
- Ирландский эпос

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.