Лукаш с Нового Города

В духе гуманизма и античного наследия П. Русин обращал внимание на реальное земную жизнь человеческую личность. Сторонник естественного права, он считал, что в цивилизованном государстве человек должен иметь право на полноценную жизнь, свободу совести, следовать велению собственного ума. Что касается самого человека, то ее надо уважать не за ее богатства и титулы, а за ум и другие добродетели. Отстаивая необходимость развития образования и науки в качестве главных сил исторического прогресса, прославлял книгу как сокровищницу мудрости, образ святой правды, что дороже всевозможные драгоценности. Последнее свидетельствует о том, что идеи раннего западноевропейского гуманизма в его ориентации на античную наследство П. Русин дополняет определенными элементами украинской культуры княжеской эпохи. Обращаясь к проблемам государства и государственного правления, подчеркивал, что правитель должен быть мудрым человеком, иметь светлый ум, утверждать все права и добродетели, заботиться о уважение граждан. В истории усматривал учительницу жизни и свободы человека, которая и является творцом истории, где исторический процесс предопределяется не Божьим промыслом, а стоит деятельностью людей, которые принимают непосредственное участие в исторических событиях.
Творчество П. Русина, которая еще не совсем изучена в философском аспекте, способствовала распространению гуманистических идей в Польше и в Украине, формированию патриотизма и чувства национального сознания с уважением к другим народам. П. Русин, как и другие украинские гуманисты, постоянно подчеркивал, что он является украинцем, русином, свидетельством чего является его фамилия - Павел Русин с Кросно.
Український и польский гуманист Лукаш с Нового Города родился в городке Новый Город (возле г. Самборара). Дата рождения неизвестна. Образование получил в Краковском университете, по окончании которого оставшись ней преподавателем. В 1517 г. он стал бакалавром, а в 1521 г. - доцентом философии, позже - магистром свободных искусств. Оставив преподавательскую работу выехал из Кракова, занимал различные общественные должности в Новом Городе. Поддерживал связи с краковскими академическими, выступал против обскурантизму церковников того времени утверждал, что человек является частью природы, которое имеет право на собственную жизнь и удовлетворение своих земных потребностей.
СТАНИСЛАВ ОРЕХОВСКИЙ-РОКСОЛАН.Серед украинских гуманистов XVI в. он занимает особое место Украинский и польский публицист, историк, философ, первый отечественный политолог в современном понимании этого слова, оригинальный мыслитель, он в постановке многих социально-политических проблем не только стоял на уровне лучших деятелей западноевропейской культуры, но и опережал их своими идеями и выводами, которые нашли свое обоснование с позиций социально-политической и философской мысли Нового времени.
Другие статьи по теме:
-
Викторин Корнел с Вшегрд-
Вавржинця с Бржезове (1370-1436)-
ДЕМЬЯН (ДАМИАН) НАЛИВАЙКО-
Лирика Джор Држич-
Фома Аквинский