Литература эпохи Возрождения
 

Лукаш с Нового Города


Жизненный идеал С. Пекалід искал не в самозаглибленні, внутренней духовной самоутверждения, а в активной практической деятельности, самодеятельности индивида в реальной посейбічній действительности. Исходя из рационалистического и натуралистического понимание человека, отмечал самоценности человеческой личности, а не на ее родовую принадлежность. Так, прославляя своего покровителя князя Острожского, он доказывает, что слава князей Острожских добывалась каждым представителем княжеского рода ратными подвигами, просветительской деятельностью, выдающимися способностями, мужеством, благоразумием, личной доблестью, а не их знатным происхождением.

Государство С. Пекалід рассматривал как естественную организацию людей, состоящая из различных состояний, каждый из которых занимает соответствующее место в социально-политической иерархии. Символом государственного единства, залогом спокойствия и внешней безопасности государства он считал короля. Что касается власти, то ее рассматривал как высшую политическую ценность, поскольку в ней воплощается национальное и государственное единство. Последнее считал особенно важным для Речи Посполитой того времени, где чувства республиканских традиций и свобод, завоеванных шляхтой, часто выливалось в ее своєвільність, что приводило к реальной угрозы ослабления государства.

Историю С. Пекалід связывал с деятельностью выдающихся лиц, которые должны были служить конкретным целям настоящего. Отсюда значительный интерес к истории, прошлого как средства поисков материала для обоснования своих собственных социально-политических взглядов. При обращении к прошлому С. Пекалід проявлял большой интерес не только к античности, но и к истории Руси, в прошлом Древнерусских государств. Ссылаясь на древние памятники, прославлял русских князей Кия, Рюрика, Олега, Святослава Владимировича, Ярослава Мудрого, вспоминал о объединение Литвы и Руси, приглашение к власти в Литве русских вождей уважением говорил о доблесть и мужество древних повелителей, изображая их как пример для подражания. Иногда выдавая желаемое за действительность, изображал мир, зла взаимопонимания между русским, польским и литовским народами, хотя это звучало у него скорее в плане идеала. С таких позиций он обращался к античной философии героев Греции, Рима, античной мифологии. Высоко ценил значение, где идеалом для него выступала античная ученость к которой он относился с исключительным уважением и С любовью. Пекалід, защищая античную ученость, достижения античной культуры, призвал к изучению классических языков, античной духовного наследия, изучение свободных наук связывая их восстановления с деятельностью Острожского культурно-образовательного центра, при описании которого с восторгом говорил о состоянии преподавания в нем наук, особенно медицине и астрономии.

1  2  3  

Другие статьи по теме:

- СТЕФАН ЗИЗАНИЙ
- Литература последней четверти xvi в. Д'Обинье. Монтень
- Лирика Джор Држич
- СТАНИСЛАВ ОРЕХОВСКИЙ
- Современники Шекспира

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.