Литература эпохи Возрождения
 

Логика эпохи Возрождения

Мыслители-гуманисты эпохи Возрождения защищали свободу научной мысли, призвали человека стать "своим собственным скульптором и творцом", стремиться к безграничному совершенствования своей природы. Однако их отношение к науке о законах мышления (к существующей тогда схоластической логики) в целом было отрицательным, а новых идей относительно ее усовершенствования возникало немного.
'"/-" - знак вывод, читается: "дает", "выводится".
Возрождение - переходная эпоха. Это касается и логики, которая, постепенно заступая схоластику, вместе с тем унаследовала немало характерных для нее признаков. Борьба против схоластизованого Аристотеля стала своеобразным лозунгом этой эпохи. Под ним объединились представители самых разных направлений. Так, Ми-шель Монтень называл Аристотеля царем догматиков и схоластов, оценивая его учение как неудачу. Ху-ан-Луис Вивес главным недостатком логики Аристотеля считал отсутствие в ней предметного фундамента, поскольку она решает вопросы истины и лжи не на основании изучения отдельных специальных наук. Бернар-дино Телезіо писал, что аристотелевское учение является лишь прикрытием незнание мудрыми сроками. Главный недостаток арістотелівського метода он усматривал в том, что Аристотель вместо точного наблюдения явлений природы стремился "командовать опытом", навязывая свои предвзятые понятия. А Пьер Раме твердил: "Все, сказанное Аристотелем, ошибочное". По его мнению, в логике Аристотеля нет ничего, что заслуживало бы внимания.
Эразм Роттердамский в шутливом произведении "Похвала глупости" едко высмеивал логику схоластов, которые воображают себя всезнайками и провозглашают пустые и бессмысленные речи об идеях, всеобщее, формы, первичную материю, сущность и другие подобные "тонкие предметы". Остроумно высмеивалась схоластическая логика и в другом выдающемся произведении, анонимно опубликованном в 1515-1517 гг. под названием "Письма темных людей".
Каковы же причины такого негативного отношения к логике Аристотеля?
Во-первых, логика Аристотеля, которая на протяжении многих веков была средством обоснования догматов христианства, выродилась, стала схоластичною, с присущим ей бездумным догматизмом. Не удивительно, что против схоластического арістотелізму выступали даже искренние сторонники этого талантливого мыслителя, считая, что схоласты исказили его учение. (Это касается, в частности, взглядов П. Помпонацці.)
Во-вторых, логика Аристотеля, даже в ее настоящем, не искаженном виде, не могла претендовать на роль единственно научного метода познания по условий зарождения капиталистического способа производства. Именно поэтому в эту эпоху "...многие ученые выступают с критикой основ арістотелівської логики. Эта критика выходит за пределы критики схоластической логики. Она касается основ логики самого Аристотеля".

1  2  3  4  

Другие статьи по теме:

- Развитие литературы в xv-первой половине xvi в.
- Логика эпохи Возрождения
- Система образования, его содержание и назначение.
- Литература раннего Возрождения. Петрарка. Боккаччо.
- Римско-католическая церковь

Книжные новости:
css template

Совершенно удивительная книга от одного из лучших дизайнеров страны — о том, как распознать хорошее и как научиться создавать его.
Одна из главных и самых интересных книг по саморазвитию, которая достойно занимает вполне заслуженное первое место среди себе подобных.
Зрелая, серьезная книга о бизнесе для бизнесменов и всех сочувствующих — вполне удачная попытка ужать в одной книге весь большой спектр современных экономических знаний.